Запуск сайта на основе шаблона или готового решения: сокращаем расходы и увеличиваем шансы на успех

Для одних проектов шаблон или готовое решение – быстрый запуск сайта, старт продаж, прибыль и толчок к росту и развитию. Для других – кладбище ресурсов: денег, времени, труда и мотивации. И вторых – куда больше, чем первых. Почему так? Давайте разбираться.

Мы помогаем проектам на основе готовых решений запускаться и развиваться с 2013 года. За это время нам стало ясно, в чем причины успехов удачных проектов и основные ошибки тех, чей проект не взлетел.

В этой статье мы поделимся своим опытом и расскажем, как увеличить шансы на успех интернет-магазина или корпоративного сайта. Вы узнаете:

  • Сколько на самом деле стоит запуск проекта на готовом решении для 1С-Битрикс.
  • Как запустить проект быстро и не увязнуть в доработках.
  • Куда инвестировать деньги и труд на первых этапах, чтобы получить первые заявки и продажи сразу после запуска.
  • Когда начинать SEO-продвижение.
  • Что делать спустя 3 месяца, полгода, год с момента запуска сайта, чтобы проект развивался, а не просто держался на плаву.

Почему запустить успешный сайт получается не у всех

Первые полгода в жизни сайта являются решающими. Как и в дикой природе, в ecommerce побеждает самый быстрый, сильный и прагматичный. В топе «эпик фейлов» у сайтов на основе готовых решений 3 причины:

  • Выбрали неправильную нишу или формат
  • Неправильно распределили ресурсы на старте проекта
  • Зарылись в доработках.

Давайте рассмотрим 2 типичных сценария запуска проекта.

Сценарий 1 – успешный

Лена и Леонид мечтали запустить интернет-магазин игрушек-развиваек для вундеркиндов.

Пока договаривались с поставщиками, выбирали готовое решение и хостинг, копирайтер писал статьи для блога и описания товаров, а дизайнер рисовал баннеры и картинки. Сразу после запуска заказали платную настройку интеграции с 1С, подключили службы доставки и системы оплаты, вышли в большой Интернет.

Через пару месяцев поняли, что конструкторы Lego продаются плохо – покупатели предпочитают покупать их в крупных онлайн-гипермаркетах с максимальными скидками. Зато внезапно хорошо пошли детские умные часы и авторские куклы. С учетом этого сделали базовое SEO с упором на самые ходовые категории и товары. Изменили карточку товара, чтобы увеличить конверсию. Спустя полгода подключили колл-центр и вышли в другие регионы.

Сценарий 2 – как не надо делать

Аполлинарий открывает интернет-магазин стройматериалов. Покупает готовое решение. Но вместо того, чтобы заполнить каталог товарами, а контентные разделы – статьями, новостями, акциями, условиями оплаты и доставки, заказывает доработки. Кнопку – на 2 пикселя влево, телефон в шапке – слева, а не справа, а на главной должны изменяться фоны по сезону. Летом – солнышко, зимой – снежок.

Глобально на функционал решения, продажи и конверсию такие переделки не влияют. Зато процесс запуска проекта сильно тормозят. Итог: спустя 2 месяца (а то и полгода!) сайт так и не запущен. Или запущен, но выясняется, что товары не востребованы. В лучшем случае проект в течение следующих 4-6 месяцев хотя бы выходит в ноль или приносит минимальную прибыль, в худшем – уходит в беспросветный минус.

Чаще всего у владельцев заканчиваются деньги на развитие и поддержку сайта, проект закрывается, так толком и не запустившись.

Подведем итоги

Да:

  • С готовыми решениями можно запустить сайт за 1 неделю
  • Интернет-магазин на основе шаблона примерно в 10 раз дешевле, чем проект с аналогичным функционалом, созданным с нуля.

Нет:

  • Запуск проекта на готовом решении складывается из цены за него самого и платформу 1С-Битрикс.

То, что купить решение – полдела, очевидно. Но помнят об этом не всегда. Учитывайте косвенные затраты на запуск проекта – хостинг, контент, дизайн-услуги, настройка необходимого функционала.

Запускайтесь сразу, развивайтесь постепенно

Подход «все и сразу до открытия» подойдет опытным интернет-коммерсантам с четким бизнес-планом и стабильным потоком инвестиций. Как правило, они уже запускали проекты на готовых решениях, тестировали нишу, знакомы с интересами аудитории и могут себе позволить вкладываться в SEO и доработки еще до запуска проекта.

Если это ваш первый и даже второй сайт на готовом решении, не надо так. Запускаться будете вечно, а потом выяснится, что зря потратились на доработки и вложили деньги в продвижение по запросам, которые не генерируют продажи.

Ключевое преимущество готовых решений – то, что они опробованы на множестве проектов, а разработчики знают, что нужно пользователям. Не пренебрегайте этим преимуществом: для запуска сайта хватит базового функционала.

На что стоит потратиться на старте:

  • Контент. Описания товаров, услуг, компании, 3-5 статей в блог. Если не умеете писать сами, наймите толкового копирайтера. Посмотрите курс Яндекса о контенте для интернет-магазина.
  • Дизайн. Главная страница – лицо проекта, а картинки в описаниях товара – путь к сердцу покупателя.
  • Система аналитики. Ведите статистику с первого дня запуска.

MVP и HADI-циклы: сокращаем расходы и время запуска

Модные слова из стартаперской тусовки пригодятся и при запуске сайта.

  • MVP расшифровывают как minimum viable product. На русский язык этот термин переводят чаще всего как «минимально жизнеспособный продукт».

Нам нравится интерпретация Джеффа Паттона в книге «Пользовательские истории. Искусство гибкой разработки ПО»: то, чего достаточно для работы ваших пользователей. Минимально возможное для тестирования и получения обратной связи решение.

Это означает, что вам нужно просто запустить сайт на готовом решении, наполнить его минимумом контента (основные разделы, каталог). Никаких доработок. О том,

Перед тем, как приниматься за эту задачу, ответьте себе на 4 простых вопроса:

  • Кто будет создавать контент?
  • Кто нарисует баннеры?
  • Как будут загружаться товары?
  • Кто будет заниматься техническими работами и поддержкой сайта на старте?
  • HADI-циклы – циклически повторяющийся процесс проверки идей, влияющих на ключевые показатели проекта, стартапа, бизнеса.

HADI-циклы подразумевают, что вся работа над сайтом происходит по циклам «гипотеза – действие – анализ – выводы». И так по кругу, итерациями, пока не выясним, что будет работать в нашем случае и куда вкладывать деньги.

Тестировать можно гипотезы разного масштаба.

От сложных

Создадим интернет-магазин крафтовой мебели в Пермском крае. Возьмем готовое решение, запустим интернет-магазин, запустим рекламу. Эксперимент будет удачным, если в первый месяц продадим не менее 100 столов.

До более простых

У нас интернет-магазин ламината. Добавим на карточку товара калькулятор расчета количества упаковок с запасом на подрезку. Конверсия в покупку увеличится до 3%.

Как это выглядит на практике:

  • Запускаем сайт с минимально достаточным наполнением
  • Настраиваем систему аналитики. Без изысков, но с настроенными основными целями – для форм обратной связи, оформления заказа, добавления в корзину.
  • Запускаем рекламу.
  • Проверяем, как пользователи взаимодействуют с нашими товарами и услугами: клики, конверсии, продажи, вопросы консультантам.
  • Находим слабые и сильные места, формулируем гипотезы.
  • Дорабатываем контент и функционал
  • Повторяем п.3.

Как правило, от запуска, тестирования сайта и понимания, что можно улучшить, проходит около 1-2 месяцев. За это время мы запустили сайт, запустили рекламу (Google, Яндекс, социальные сети), подключили интернет-магазин к Яндекс.Маркету.

Рекламу запускайте тоже итерациями – не сразу по всем запросам, а постепенно, по разделам каталога или тематикам. Допустим, у вас интернет-магазин детских товаров. Выберите несколько самых прибыльных категорий и протестируйте на них, как работает интернет-магазин.

  • 1 неделя – настраиваем рекламу для подгузников. Смотрим, как идут клики, происходят ли продажи, какие вопросы задают пользователи операторам в онлайн-чате и по телефону. Вносим коррективы.
  • 2 неделя – запускаем рекламу сухих смесей, анализируем эффективность и обратную связь
  • 3 неделя – запускаем рекламу колясок
  • 4 неделя – …

Плюсы подхода очевидны: мини-эксперименты покажут, над чем стоит еще поработать, позволят держать руку на пульсе и помогут не слить бюджеты впустую.

Резюме: запускайтесь сразу, развивайтесь постепенно и учитесь на своих ошибках.

Что делать с SEO? Оставьте его на потом

Не вкладывайте деньги в SEO-продвижение, пока не выясните, какие категории товаров продаются лучше всего. Проверить это можно с помощью контекстной рекламы. Запустите, посмотрите, как будут реагировать посетители, соберите возражения, проанализируйте, почему покупают или не покупают.

На старте проекта достаточно будет заполненных title (заголовок страницы) и общих метаданных сайта – description и keywords, чтобы поисковые системы заметили ваш сайт и поняли, о чем он. Дополнительно настройте ЧПУ (человекопонятные URL).

На 3 месяце можно делать базовое SEO, дорабатывать функционал, добавлять новые интеграции. Если хочется увеличить продажи и конверсию, внедрить универсальные инструменты вроде конструктора посадочных страниц – поможет продвинуть отдельные категории товаров.

Через полгода, если дела идут в гору – подумать о старте полноценного SEO-продвижения с закупкой ссылок, регистрацией в каталогах и более серьезной оптимизацией сайта.

На всех этапах на вас будут работать возможности решения:

  • Чистая микроразметка. Проверить можно в валидаторе Яндекс и Google
  • Предусмотрены места для SEO-текста
  • Метатеги генерируются автоматически
  • В заголовки товаров подставляются названия торговых предложений
  • Для магазинов с мультирегиональностью – возможность придать контенту уникальности в автоматическом режиме. Например, для в описания товаров подставить свои видеоролики, названия магазинов, часы работы, условия оплаты и доставки. В нашем решении Аспро: Next сделать это можно с помощью тегов.

Идем на взлет: итоговый таймлайн для сайта

Анализируя весь свой немаленький опыт создания сайтов, мы пришли к выводу, что идеальный сценарий для проекта на готовом решении выглядит так:

  • Запуск. Используйте только функционал решения и минимум необходимых дополнений – например, интеграции со службами доставки и системами оплаты, системой учета 1С (если вы используете ее). Вложитесь в контент – баннеры и текст. Это то, что будет от вашего имени говорить с посетителями. Настройте базовую систему аналитики. Если используете наше решение, сделать это можно своими силами и быстро.
  • 1-2 месяца. Постепенно запускайте рекламу в Google, Яндекс, социальных сетях. Узнайте, что продается лучше, переходы по каким запросам приносят прибыль и где скрыто пространство для роста.
  • 3 месяца. Сделайте базовое SEO, подключите новые сервисы, поработайте над контентом, внесите небольшие доработки, если уверены, что это поможет увеличить конверсию. Настройте электронную коммерцию от Google или Яндекс – получите новые данные и пищу для размышлений.
  • Полгода и далее. Крупные доработки, расширение функционала интернет-магазина или сайта, выход в новые регионы.

Выводы

  • Запускать сайты на готовых решениях – выгодно, если от момента покупки решения до первой продажи прошло не больше месяца. Если дольше – вы что-то делаете не так.
  • Не тратьтесь на SEO и доработки сразу после запуска. Вложитесь в контент и рекламу.
  • Ведите аналитику с 1 дня запуска. Она позволит протестировать гипотезы и выяснить, на какие доработки сделать упор в будущем.
  • SEO-продвижение начинайте с базовой оптимизации. Это единоразовая инвестиция, которая будет работать на вас в будущем. Затем идите вглубь – внедряйте конструктор посадочных страниц, закупайте ссылки, регистрируйтесь в каталогах и т.д.
  • Выдвигайте гипотезы, тестируйте, делайте выводы. И не останавливайтесь: собирайте обратную связь и заходите на новый круг.

Экспериментируйте, повышайте конверсию и увеличивайте продажи!