Уродства в средние века

Красота, гармония, прекрасное из века век из эпохи в эпоху занимало мысли и чувства поэтов, музыкантов, скульпторов, художников и даже философов. В Древнем Риме внешняя красота, соответствие некому идеалу являлось очень важным фактором вливания человека в общество. В это время к физически неполноценным людям относились по нынешним меркам жестоко. Так, античное законодательство призывало выделять физически не полноценных детей сразу после рождения и разделять их со здоровыми, дабы те не "заразились". Такие дети редко выживали. В лучшем случае их убивали сразу после рождения или получения уродства, в худшем - они обрекались на долгую и мучительную смерть, брошенные на произвол судьбы.

Читайте также: Грабить, убивать, жениться: 8 простых способов сделать карьеру в средние века. А какой подойдет вам?

И хотя стандарты средневековой красоты были далеки от современных, жизнь уродов была коротка и малоприятна.
И хотя стандарты средневековой красоты были далеки от современных, жизнь уродов была коротка и малоприятна.

В языческих государствах Англии, на территории Шотландии, Ирландии и многих других государств такого ребенка можно было отнести в поле и бросить там. Такое поведение родителей не только не осуждалось, но наоборот, считалось благоразумным и богоугодным.
В древнеримских законах и первых судебниках Англии, относящихся к 6-7 векам нашей эры любой физически неполноценный человек считался недееспособным. Эта практика окончательно прекратит свое существование только в конце Средних веков.
Языческие племена трактовали уродство одинаково - такой член общества им был не нужен. Человек с физическими возможностями не мог защищать поселение, обеспечивать семью необходимыми запасами и к тому же был обузой для остальных. Заводить семью с уродцем так же считалось опасным. Во-первых, такая семья не могла полноценно существовать, а во вторых уродство было "заразным" для следующего поколения.

Читайте также: Средневековая косметика: как умереть красивой?

Среди язычников убийство уродливого младенца, рожденного с тяжелыми патологиями было обычной практикой. Это было связано, в первую очередь, с практическими соборажениями.
Среди язычников убийство уродливого младенца, рожденного с тяжелыми патологиями было обычной практикой. Это было связано, в первую очередь, с практическими соборажениями.

При этом во многих народностях существовало поверье, что убить урода руками человека нельзя. Это не только не снимало проклятье посланное Богами и могло навлечь их гнев, но и призывало в мир людей мстительного духа. Поэтому, такого человека или ребенка либо поручали жрецам, либо оставляли в полях феям и другой нечисти. Ни в коем случае младенца - урода нельзя было оставить вблизи святых источников или колодцев - вода в них будет проклята и станет опасна для всех, кто прикоснется к ней.
А что же говорила христианская церковь об уродстве? Первые христиане наследовали традиции древнеримских и древнегреческих законов. Так, III - IV вв. Слепые и калеки начинают получать помощь в монастырях, 369 г. Открывается первый хоспис (больница при монастыре) с приютом для психически больных (Кесарея, Византия), в IV - V вв. зафиксированы факты заботы христианских подвижников об инвалидах: умственно отсталых и недееспособных.

Читайте также: Травы, черви, кровь: что еще входило в "любовные зелья" средневековья?

Впрочем, с приходом христианства жизнь обиженных природой людей не сильно изменилась. Из запрещалось убивать, но в остальном они так и остались изгоями.
Впрочем, с приходом христианства жизнь обиженных природой людей не сильно изменилась. Из запрещалось убивать, но в остальном они так и остались изгоями.

В то же самое время в V в. глухонемым отказано в святых таинствах как еретикам. Блаженный Августин в своих проповедях провозглашает невозможность их обучения. А в Византии получает развитие феномен юродства, православие занимает по отношению к одержимым нейтральную позицию.
Особое положение занимали слепые. К ним относились с почтением и даже трепетом. Обидеть слепого, считалось грехом. Слепой по мнению человека раннего Средневековья мог видеть то, что скрыто от глаз зрячего.
И только в XI - XIII вв. в результате крестовых походов, когда европейцы знакомятся с арабской и античной медициной, приток иноверцев в города Средиземноморья делает их жителей более терпимыми к «инаковыглядящим» и «инакомыслящим» людям.
Вместе с тем, красота по прежнему противопоставлялась уродству. В массовом бытовом сознании рождение уродца, считалось дурным знаком. Его появление на свет приписывали сношению с дьяволом, результатом сглаза и даже карой Бога за деяния его родителей или других предков.


Статья от 19.02.2017

Еще больше интересного о средневековье в нашей группе: В шаге от троне

Если вам понравилась статья и вы хотите узнать больше о средних веках, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Так же вы можете поддержать канал, рассказав о нас в социальных сетях.