Почему бесперебойники так быстро выводят из строя аккумуляторы?

2 September 2020
30k full reads
1,5 min.
34k story viewsUnique page visitors
30k read the story to the endThat's 90% of the total page views
1,5 minute — average reading time

И разговор пойдёт не о внешних АКБ, а внутренних – автономных источниках энергопитания самих бесперебойников. Самое интересное, что производители подобной продукции обещают длительную работу своих устройств, но на деле они и пары лет нормально «прожить» не могут. Ну, а в чем причина, мы должны разобраться сами, что и будем делать.

Техническая часть – немного теории

Чтобы переходить к рассмотрению проблемы необходимо разобраться в следующих параметрах: что такое начальный ток и напряжение заряда батареи. А также понять, должна ли проводиться подзарядка батареи, если она полностью заряжена.

Рисунок 1: Аккумулятор источника бесперебойного питания
Рисунок 1: Аккумулятор источника бесперебойного питания
Рисунок 1: Аккумулятор источника бесперебойного питания

Напряжение зарядного устройства обычно не изменяется, а вот сила тока может быть разной. И заряжать аккумулятор с самого начала большими токами – это быстро вывести его из строя. Обычно начинают с малых токов и доходят до номинального постепенно. Но напряжение если и колеблется, то незначительно, не больше чем на десятые доли.

Теперь надо разобраться в следующем вопросе: должен ли присутствовать подзаряд в бесперебойнике? Ответ: да, но данный параметр следует очень точно настроить, иначе слишком высокий уровень подзаряда сократит эксплуатационный срок батареи в разы.

Почему аккумуляторы быстро выходят из строя

Всё дело в неправильном напряжении заряда, некорректно выставленном ещё производителем. Например, данный показатель китайских моделей бесперебойников может доходить до 14,5 В, в то время как это значение не должно превышать 13,7-13,8 В.

Рисунок 2: Причина неисправности ИБП может скрываться и в других его элементах
Рисунок 2: Причина неисправности ИБП может скрываться и в других его элементах
Рисунок 2: Причина неисправности ИБП может скрываться и в других его элементах

При повышенном напряжении заряда также может увеличиваться температура аккумулятора, что пагубно влияет на его эксплуатационный срок, а точнее на состояние свинцовых пластин внутри устройства. К сожалению, последствием высокой температуры на источнике может стать не только повышенный ток заряда, но и наличие рядом других слишком разогретых электронных элементов.

Как спасти источник бесперебойного питания

Чтобы ваш бесперебойник служил долго и надёжно, необходимо произвести несколько мелких доработок.

1. Настроить напряжение заряда. Проблема непростая и требует минимальных знаний электроники. На плате управления источником бесперебойного питания должен быть установлен небольшой потенциометр, прокручивая который можно регулировать ту самую разницу потенциалов. Чтобы выставить значение правильно также потребуется к клеммам АКБ присоединить измерительные щупы мультиметра.

Рисунок 3: Потенциометр управления напряжением может быть расположен на схеме бесперебойника
Рисунок 3: Потенциометр управления напряжением может быть расположен на схеме бесперебойника
Рисунок 3: Потенциометр управления напряжением может быть расположен на схеме бесперебойника

2. Обеспечить дополнительную вентиляцию внутреннего устройства бесперебойника. Если делать по-простому, то достаточно в металлическом корпусе источника бесперебойного питания просверлить ряд отверстий. Но можно и установить вентилятор, выполнив отдельно от него схему управления. Такой способ достаточно проблемный и выполнить его сможет не каждый, но пользы от него будет в разы больше.

Чтобы не производить дополнительных доработок, лучше изначально покупать дорогие, качественные изделия с длительным эксплуатационным и гарантийным сроком. Тогда не придётся ломать голову и вникать в поиск неисправностей с последующим их устранением.