БАБАЮРТ И КАМБУЛАТ

8 November 2020
1k full reads
4 min.
3,5k story viewsUnique page visitors
1k read the story to the endThat's 29% of the total page views
4 minutes — average reading time

Новый краеведческий поход общественных объединений «Анжи-Кала» и «Атакумук» был произведён по территории Бабаюртовского района.

Абий и Абдуллатип стали героями эпоса
Абий и Абдуллатип стали героями эпоса

В первой части мероприятия мы побывали в Камбулате (Камбулат-юрте), где нашу группу интересовали расположенные недалеко от федеральной трассы могилы, среди которых выделяются расположенные на возвышении захоронения братьев Абдуллатипа и Абия. Близнецы стали персонажами одного из многочисленных кумыкских йыров, ознакомится с которым можно в недавно вышедшем в свет сборнике «Къумукъ халкъ авуз яратывчулугъу». Обстоятельства последних лет говорят о том, что могильные памятники братьев нуждаются в получении ими статуса охраняемых.

Очередная тюркская тамга на бабаюртовском кладбище
Очередная тюркская тамга на бабаюртовском кладбище

В центре района Бабаюрте наша группа уделила большое внимание эпиграфике сельского кладбища, где представлены многочисленные тамги – родовые знаки у тюрков.

На участке захоронений Дибировых
На участке захоронений Дибировых

Стоит сказать, что формирование первоначального населения Бабаюрта произошло за счёт нескольких кумыкских сёл. Во-первых, вблизи современного села с середины XVIII в. существовали аулы Капланова и Дибирова. Во-вторых, в 1820-е гг. в районе современного Бабаюрта поселилась часть аксаевцев. В-третьих, тогда же, в начале XIX в. на берег реки Аксай переселяются и жители Баба-Юрта, находившегося с XVIII в. на реке Яман-Су; название последнего села и закрепилось за нынешним населённым пунктом. Как указывается в работах «Малая родина Бабаюрт» и «Бабаюрт: прошлое и настоящее», со временем здесь появилось население из соседних ногайских сёл, а сам Бабаюрт стал состоять из Кумукаула, Ногайаула и Чагараула. Селение было одним из торговых центров Терско-Сулакского междуречья и славилось своими кузнецами.

Один из нескольких подходов к определению даты основания села
Один из нескольких подходов к определению даты основания села

В ходе поездки мы осмотрели часть мемориальных досок, установленных в Бабаюрте в честь деятелей, относящихся к обоим коренным народам района – кумыкам и ногайцам: братья Акавовы, Алиев Джанарслан, Атаков Хайбулла, Бийтемиров Абдулла, Билалов Иса, Дибиров Магомед, Закарьяев Нажмутдин, Казанбиев Раджаб, Кубасаев Махмуд, Оздурмасов Джамбий, Халимбеков Калсын.

Мемориальные доски – атрибут бабаюртовских улиц
Мемориальные доски – атрибут бабаюртовских улиц

В районной библиотеке участники нашего похода ознакомились со старыми картинами, посвящённых деятелям антиденикинского движения Уллубию Буйнакскому (руководитель восстания) и Зайналабиду Батырмурзаеву (командир Камыш-отряда).

В рамках сотрудничества с оргкомитетом по увековечиванию жертв политических репрессий приводим сведения о кумыках, приговорённых к высшей мере наказания в период сталинских репрессий (предоставлено Пазилем Тунаевым): 1) Абуев Джамал (1896), Бабаюрт р-он; 2) Алимурзаев Муртузали (1867), Баб р-он, Эски-юрт; 3) Казбеков Мухтар-гаджи (1862), Бабаюрт.

Выводы по итогам мероприятия:

- могилы и надмогильные памятники в Камбулате должны быть взяты под охрану в качестве объекта культурного наследия местного или регионального значения;

- большого внимания заслуживает краеведческий потенциал района, на территории которого насчитывалось пять тысяч курганов, а также официально существует более десятка других археологических объектов - городищ, поселений и крепостей. В плане экологии нельзя обойти вниманием тот факт, что здесь расположено 7 водно-болотных угодий и 4 ключевые орнитологические территории международного значения, 3 особо охраняемые природные территории, минеральный сероводородный источник, а также 5 охотничьих хозяйств. Всё это в совокупности ставит вопрос об открытии тут станции детско-юношеского туризма и краеведения;

- ввиду преступной переселенческой политики советского государства Бабаюртовскому району как зоне исконного проживания местных тюркских народов был нанесён ущерб в виде нарушения единого этнокультурного пространства, в то же время, определённый урон был нанесён и языку и этнической культуре переселенцев. В настоящее время здесь находятся как населённые пункты коренных жителей - тюрков, так и входящие и не входящие в состав района сёла, а также самовольно застроенные под прикрытием советской и российской властей 1990-х отгонные пастбища. Учитывая этническую пестроту сёл, фактически находящихся в границах района, где можно встретить представителей малочисленных даже по меркам Республики этносов, целесообразно рассмотреть вопрос об объединяющей этнокультурной идее. На наш взгляд, таковой должна быть тюркская. Положительные примеры в этом вопросе имеются, например, несколько лет назад одним из призёров районного конкурса по кумыкскому языку стала школьница из приезжего населения. Надеемся, в ближайшем будущем все селения в районе будут представлять из себя часть единой тюркской этнической территории.

Благодарим за участие в мероприятии общественных деятелей Казакова Будайхана и Акаева Арсена.

Краеведческое общество «Анжи-Кала»

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:
Краеведческие походы 2017 году:
Краеведческие походы в 2018 году:
Краеведческие походы в 2019 году:
Краеведческие походы в 2020 году:

МУЗЕИ