БОТАЮРТ

7 December 2020
650 full reads
5 min.
2,4k story viewsUnique page visitors
650 read the story to the endThat's 27% of the total page views
5 minutes — average reading time

Краеведческий поход общественных объединений «Анжи-Кала» и «Атакумук» в конце осени 2020 г. был посвящён селу, являющемуся родиной известных знатоков кумыкского прошлого, а также других известных личностей.

Старая эпиграфика на сельском кладбище
Старая эпиграфика на сельском кладбище
Старая эпиграфика на сельском кладбище

Селение Ботаюрт возникло в конце XVIII в. за счёт переселения в урочище Дымлы булак части жителей аксаевского квартала - Зах-Аула, а также эндиреевских - Мух-Аула и Бораган-Аула. В начале XIX в. представители другого эндиреевского квартала, перемещаясь на новое место жительства, расположились рядом с Бота-Юртом на берегу реки Гурлевук, сохранив в названии создаваемого населённого пункта имя того самого квартала - Умаш-Аул. С тех пор судьба двух кумыкских поселений неразрывно связана, в настоящее время Ботаюрт и Умашаул практически слились и объединены в рамках одного муниципального образования. Стоит добавить, что в рамках Кумыкского округа (в 1827-1928 гг. территория нынешних Хасавюртовского (в т. ч. Новолакского), Бабаюртовского и Казбековского районов) по состоянию на 1913 г. имелись два участка, при этом к правлению Бота-Юрта относились помимо Умаш-Аула Кандаур-Аул (Сала-Юрт), Бамат-Бек-Юрт, хутора Омар-Отар, Габиев, Яракай-Тюбе, З. А. Уцмиев, Т. А. Уцмиев, родники Х. А. Уцмиев, Герлеук, Казак-Мирза-Юрт, Клычева, Бамат-Аджиева, Зарият Ильясовой и другие. Официально на территории Ботаюрта нет археологических памятников, однако известно, что в 1920-х гг. при прорытии канавы здесь были обнаружены кости гигантского скелета.

Одним же из посещённых нами объектов стало ботаюртовское кладбище. Основное внимание участников мероприятия было обращено на местные зияраты, а также на могильные памятники со старинной символикой духовной жизни тюрков.

Доска на памятнике поэту
Доска на памятнике поэту
Доска на памятнике поэту

Нужно также отметить, что Ботаюрт сохранил старую планировку, а на некоторых улицах размещены памятники в честь видных представителей нашего народа. Так, мы осмотрели монумент в честь Ирчи Казака (Татарханова) возле сельских библиотеки и музея. Знаменитый поэт жил и работал, а также женился и обзавёлся потомством в Умаш-Ауле.

Один из лидеров «Танг-Чолпана»
Один из лидеров «Танг-Чолпана»
Один из лидеров «Танг-Чолпана»

С Умаш-Аулом связано и имя просветителя и публициста Солтан Саида Казбекова, из имения родственника которого Умаша Казбекова и появилось село (о переселении в него эндиреевцев было сказано выше). Казбеков С.-С. был неординарной личностью, за один год пройдя трехлетний курс обучения в медресе и за два года окончив трёхлетнюю школу в Эндирее, блестяще сдав экзамены во владикавказское реальное училище, он в период обучения там сдал экстерном два класса, а в 1912 г. Казбеков поступил в Ново-Александровский институт сельского хозяйства и лесоводства, где учился до 1917 г. После этого опубликовал много просветительских статей в журнале «Танг-Чолпан» и газете «Ишчи Халкъ», а также работал в Министерстве труда Азербайджанской республики, участвовал в антиденикинском движении. Сто лет назад, Казбеков, будучи председателем Совета обороны Северного Кавказа и Дагестана, был убит.

В рамках нашего мероприятия участники познакомились с памятником С.-С. Казбекову, установленным в прошлом веке возле сельского дома культуры.

Интересно, что род Казбековых, древо которого пестрит старыми кумыкскими именами, происходит из особого сословия кумыкского общества – сала-узденей, происходящих, в свою очередь, от тюркского рода сала. В честь Казбекова Солтан-Саида в советские годы был назван Казбековский район, что было закономерно, поскольку в его границах находится большая часть Салатавии – составной части Эндиреевского княжества, где проживали некоторые сала-уздени. Будучи исторически населёнными тюрками и перенеся, как и другие территории Кумыкии, несколько эпидемий и большие потери после зачисток царских войск XIX в., земли Салатавии были переданы эндиревскими князьями в возмездное пользование соседним горским обществам, которые перестали выполнять свои арендные обязательства в период агрессивной и завоевательной политики царизма. Впрочем, антропология современных жителей Салатавии, их фамилии и имена, а также бытование кумыкского языка недвусмысленно указывают на то, что до половины из них имеют тюркские корни (потому совсем неудивительно обилие пассионарных личностей и интеллигенции среди выходцев из Казбековского района). Соответственно, тюркской является и почти вся салатавская топонимика: Авлах, Агач, Акташ-Аух, Алмак, Алхас-Тау, Артлук (Артлык), Ашутау, Ахсу (Аксу), Ачи-Кала, Ачису, Аччи-Отар, Байгиши-Тала, Балатау, Бек-Юрт, Берк-Тау, Болотлу, Бораган-Кармы, Бораган-Шоб, Боюн-Баш, Буртунай, Бусрау-Тау, Гебек-Кала, Гертма (Гертме), Гостала (Коз-Тала), Гуен-Аулак, Гуни, Дылым (Делим), Зурама-Юрт (Зурама-Кент), Ислам-Тау, Инчхе (Инче), Кака, Кахсури-Авлак, Кишень-Аух, Кумыкский сад, Кырк-Кол, Мажар-Отар, Мамадай, Малиш-Тау, Миатлы, Огуз-Тау, Пашт-Аул, Сала-тау, Сала-Су, Сибир-лгарал (Савир-лахар), Сувук-булак, Тавлу-Ольген, Тамгесген, Татли-Су, Таях, Тегенек-Тау, Теренгул(тар) (Терен-Кол(-Тар)), Тишикли, Тугай, Туз-Тау, Тюмен-Аулак, Оргу, Саяк, Узун-Тала, Узунтау, Уллу-Тау (Суук-Тау), Ханакай-Тау, Хубар, Чадыргун, Чапчах, Чимавул, Чиркутан, Чиртау, Чопан-Тау, Эльсюрген, Эльтермен, Юрт(аух), Ярыксу-Аух.

Висаитов был из числа создателей трудовой славы села
Висаитов был из числа создателей трудовой славы села
Висаитов был из числа создателей трудовой славы села

Важно сказать, что благодатные земли Кумыкской равнины, в т. ч. Ботаюрта, издавна позволяли успешно заниматься сельским хозяйством. При этом разные кумыкские сёла, демонстрируя высокие показатели, нередко отличались особыми достижениями в плане выращивания отдельных культур. Так, ботаюртовец Ахмед Висаитов, работая механизатором совхоза «Ботаюртовский», за выдающиеся достижения в области выращивания кукурузы был удостоен звания Героя Социалистического труда, труженик являлся и депутатом Верховного Совета СССР. Ему, а также Герою Советского Союза Абдурахману Абдуллаеву в селе установлены памятники; последние были нами осмотрены во время похода.

Бюст старшему сержанту Абдуллаеву
Бюст старшему сержанту Абдуллаеву
Бюст старшему сержанту Абдуллаеву

Помимо данных памятников участники мероприятия ознакомились с мемориальными досками, установленными в Ботаюрте в память об Атаеве Алимхане, Атаеве Марате, Камалове Бадрутдине, Ханавове Эльбрусе.

В рамках сотрудничества с оргкомитетом по увековечиванию жертв политических репрессий приводим сведения о кумыках из Ботаюрта, приговорённых к высшей мере наказания в период сталинских репрессий (предоставлено Пазилем Тунаевым): 1) Арсланмурзаев Гаджи Мурза (1899), Ботаюрт; 2) Гаджиев Набухай (1903), Батаюрт; 3) Данивов Улакаш (1892), Ботаюрт; 4) Ибраков Юсуп (1874), Бота-юрт или Кумторкала; 5) Уцмиев Ислам (1904), Ботаюрт.

Выводы по итогам мероприятия:

- некоторые участники мероприятия высказались о необходимости дополнительных генеалогических исследований кумыкских тюрков на основе эпиграфических данных. Было предложено выработать рекомендуемый стандарт (механизм) сбора, обработки, систематизации и распространения информации о родословных. Мы полагаем, компетентным кумыкским учёным будет необходимо в ближайшее время заняться разработкой такого механизма (стандарта) работы, что обеспечит единообразие и качество данных;

- большое кумыкское краеведческие наследие было оставлено исследователями из Ботаюрта Бамматом Атаевым и Исаханом Гаджиевым – создателями книг по истории своего села и других произведений для массового читателя. Мы считаем, что труды данных авторов или извлечения из них должны быть переизданы.

Благодарим за помощь Маджидова Алимпашу и Боташева Гусена, а также работников учреждений культуры Ботаюрта.

Краеведческое общество «Анжи-Кала»

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:
Краеведческие походы 2017 году:
Краеведческие походы в 2018 году:
Краеведческие походы в 2019 году:
Краеведческие походы в 2020 году:

МУЗЕИ