ATAKUMUK
1396 subscribers

Деловая культура в кумыкском движении

<100 full reads
148 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 16% of the total page views
9 minutes — average reading time

Признаюсь, такой материал назревал давно и теперь, оглядываясь на свой десятилетний опыт нахождения в национальном движении, есть все основания говорить о том, что уже не вызывает сомнений. Похвалы общественные структуры и общественные деятели кумыков в свой адрес слышали не раз – одни неоправданно много, иные неоправданно мало, а о ком-то могли вовсе подзабыть; изложенное же здесь направлено на осознание недочётов и повышение качества нашей работы. - Этот материал, созданный при поддержке конституционной свободы слова, посвящён разбору методических вопросов, поскольку некоторые минусы систематически повторяются и не думают быть исправленными.

Прежде чем перейти к недочётам и просчётам, следует сказать о большом положительном опыте, накопленном кумыкскими общественными деятелями (в самом широком смысле слова) и структурами за последние тридцать лет. Это относится как к действенно работающим в последние годы организациям вроде фонда имени Султан - Мута Тарковского, общины Нового Кумука, так и к структурам и активистам со стажем, недоработки которых рассмотрены ниже. Написанное мной характерно не только кумыкам, а в целом деловой культуре в Республике, где на смену фактически ушедшим чинным КПСС и ВЛКСМ пока ещё не пришёл современный блок некоммерческих неправительственных организаций, наличие которых и развивает общественный диалог, формирует корпоративную культуру и этику. Проведя более пяти лет в разных по профилю деятельности общественных формированиях, связанных с государственным ВУЗом и привыкнув к определённому уровню и внутренней планке работы, я столкнулся с тем, как обстоит дело там, где государство далеко и общественники действуют вне привязки к определённому бюджетному учреждению.

1. Не все понимают полноты ответственности в тех случаях, когда создаётся некоммерческая организация. Что такое национальная НКО?Это группа сознательных товарищей, которая поняла, что некоторые вопросы народа пока не решаются государством и кто-то должен пожертвовать своими временем, силами и нередко деньгами ради решения вполне определённых задач, не ожидая за это медалей и благодарностей. Не умея и не желая соотносить свои график и интересы с командными, некоторые взвалившие на себя общественную ношу люди на практике и в других видят только отдельных личностей, а не коллектив, хотя это неэтично и является непониманием того, что часто все проблемы нельзя решить в одиночку, что бывают нужна субординация и координация, что для решения серьёзных вопросов перспективнее создавать и развивать организации и их коллективный труд должен уважаться. Потому нам, кумыкам, важнее, даже авансом, говорить не о людях, а об организациях, если публичная деятельность официально ведётся от их имени, а сделанное ими прежде всего должно измеряться не с точки зрения того, кто молодец, а того, какой вклад это вносит в общее дело. При этом организация не должна зависеть от прихотей и проблем отдельных её активистов, в то же время объём их обязательств перед своим народом (а общественная деятельность это именно публичные обязательства, а не развлечение) должен быть адекватен возможностям и строиться с учётом личных рисков. С момента создания общественная структура должна жить своей жизнью с собственными достижениями и провалами, где общее должно ставиться выше личного, а образ жизни участников строиться с учётом работы общественного формирования и никак не наоборот. Опыт и компетенции при этом накапливаются благодаря если не постоянной, то регулярной работе (когда организация создана не на определённый срок), если будет наоборот, собрания актива от случая к случаю сделают коллектив закостеневшим и несменяемым. Стоит признать, в жизни организации часто зависят от уровня организованности и образа жизни их руководителей и участников.

2. Игнорирование методик общественной работы. За многие годы, в том числе за последние десятилетия, общественниками мира был накоплен большой опыт и методики работы в области командообразования, управления коллективом, нетворкинга (горизонтальные связи – отношения между людьми на основе равноправия, а не подчинения), поиска и привлечения средств и другие. В этой связи забавно бывает смотреть на то, как люди для решения вопросов объединяются и создают организации, однако не пытаются стать профессионалами в общественной работе, как будто сам статус неправительственной организации будет работать за них. Отсутствие культуры работы общественных организаций как части деловой культуры является следствием и причиной дилетантизма, который зачастую присущ общественникам. Несоблюдение элементарных корпоративных правил вплоть до составления даже простейшего плана – составной части работы любой уважающей себя структуры и протоколирования важных мероприятий приводит к двум одинаково отрицательным результатам. При первом из них обществом, ради которого и существуют такие объединения, происходящее с организацией воспринимается как норма и рождает завышенную оценку проводимой деятельности, при втором провоцирует антипатию к общественной работе и недоверие к её представителям. Не будем далеко ходить за примером из первой категории: несколько лет назад одна кумыкская организация с большой претензией проводила «круглые столы», заманивала большую часть национальной интеллигенции в свою группу в мессенджере и обещала издавать национальный журнал. Ожидания от грандиозного не оправдались, ответственности не понёс никто, осознание неправильности такой работы появилось пока не у всех поверивших. Примером из второй категории является сразу почивший в бозе фонд «Байтерек». Созданный в 2000-х и провозгласивший поддержку кумыкской культуры, он так и не заработал, будто был создан легкомысленными школьниками, а не взрослыми сознательными людьми. Разумеется, у нас есть и много обратных примеров.

3. Непонимание разницы между личным и общественным. В продолжение вышеизложенного нужно сказать о тех случаях, когда общественные отношения выстраивают как личные. Это влечёт неправильные позиционирование и характер отношений между её субъектами («моё дело», «помочь ради меня»), не развивает других активистов, а также закладывает внутреннее противоречие – если дело общественное, отношения должны быть деловыми, если же они личные, то это говорит о слабости организатора и о том, что потребителей этой работы он видит исключительно потребителями (а не создателями тоже) и не привлекают в качестве партнёров. Общественная деятельность, которая держится только на дружеских связях организатора и проводится без вовлечения в неё новых лиц для (в необходимых случаях) длительной работы из тех, для кого она делается, похожа на рабство. Общественные дела не должны держаться на личных отношениях, это ненадёжно, такие отношения должны быть корпоративными. Ещё один аспект – смешивание отношений личных с профессиональными и вязанный с этим субъективизм. Иногда бывает, что это затрудняет развитие общественной мысли в силу того, что связанные родством или дружбой люди конъюнктурно препятствуют здоровой и конструктивной критике коллег. Подробнее о состоянии профессиональной критики будет в одном из следующих пунктов. Другая грань вопроса – разоблачение смутьянов и проходимцев в общественных делах. Недопустимо с помощью общественных интересов решать личные, последнее нет-нет да встречается, когда люди собираются вроде бы для решения общественных дел и всё-таки часть пришедших ведут себя как лица с личными интересами. В такой ситуации стоит вслух озвучить противоречия, проговорить заранее условия сотрудничества и исключить тех, кем движет эгоизм, т. е. нам желательна практика открытого и честного диалога. В силу возраста я пока не считаю себя вправе заниматься публичным изобличением и несколько раз предлагал это сделать отдельным ветеранам движения (любящим мимоходом попрекнуть свой народ) в отношении ренегатов. Ответы были неубедительны, оправдания нелепы – дескать это он, ренегат, мутит, это его дело. Какие он и его? Мы обсуждаем не черешню и колорадских жуков в чужом огороде. Если человек попал в общественные дела и дурачит сотни и тысячи других, убивая чужое время, это становится нашим делом, поскольку мы, общественные деятели, взяли на себя эту ответственность и не имеем права молчать. По факту же возрастная солидарность вкупе с эгоизмом, неумение создавать работающие группы как альтернативу проходимцам приводят к тому, что вместо публичной порки засланцев из правоохранительных структур «аксакалы» просто не мешают таким вредителям в нацдвижении, даже зависят от них и ходят на их мероприятия. К сожалению, засланные со стороны личности, которые должны быть изгнаны под дружное улюлюканье, иногда задают тон в нацвопросах, подсовывая вместо дел выступления, вместо результатов - лиц, которых «надо слушать», соплеменники же, участвующие в их мероприятиях и фотографирующиеся с ренегатами, выглядят нелепо.

4. Отсутствие навыков командной работы. Сколько хороши кумыки в умении собираться и решать общие вопросы в случае с семейными и нуждами или в рамках обычая булкъа и общих политических делах, столь же нехороши бывают некоторые их общественные деятели в командном взаимодействии, требующем соответствующего профессионализма, а не просто выполнения хозяйственных или церемониальных обязанностей. Разделение труда и ответственности, умение правильно вести обсуждение, правильно полемизировать и даже ссориться пока находится на уровне бытовых обсуждений, разногласия, по итогам которых вообще-то нельзя забывать об общей цели, происходят по модели личного конфликта, а не делового или творческого. Впрочем, для России в целом цивилизованный диалог не стал ещё привычным явлением. Здесь же скажем про паразитирование, о котором будет подробнее в одном из следующих пунктов: не ценя чужой труд, некоторые коллеги, вместо того, чтобы находить, объединять новых исполнителей под дела и открывать молодые имена, действуют иначе. Видя, что какие-либо активисты или группа таковых несут большой объём нагрузки, паразиты и эксплуататоры не то что не отходят в сторону со своими идеями, а пытаются навалить на загруженных людей ещё что-нибудь. Надо признать, это выглядит предательски подло.

5. Непонимание роди лидера в общественных формированиях. Руководитель таких структур априори должен быть управленцем, несущим ответственность за всю работу и коллектив и поэтому должен быть сосредоточен на ключевых моментах, а не доминировать над остальными. Меж тем отношение к нему других часто уходит в крайности. В первом случае его недоработки незаметны и транслируются недовольными на коллектив, вменяются последнему в вину. Во втором случае на лидера, наоборот, пытаются взвалить всё вплоть до технической и черновой работы. В третьем начинают воспринимать правильным то, что сам лидер занимается всеми делами и в силу этого хорош. Тут стоит пояснить, что основное в деятельности компетентного руководства – ответственность за результат и умение распределять обязанности. Если первое лицо организации фигурирует везде, то это признак плохой оргработы – человек либо не подобрал необходимых специалистов и отвлекается от стратегических задач либо мешает специалистам работать, умаляя их уровень и снижая качество. Хороший управленец в организации при качественной работе должен быть до определённого предела незаметен, потому что именно в такой ситуации все активисты спокойно выполняют свои роли, в том числе он сам. Общественный лидер – это не бай и не царь, а исполнитель, взявший на себя наибольшие обязательства. Связано с вышесказанным часто встречающееся непонимание отношений власти и подчинения. Раздача поручений неподчинённым лицам, готовность без иерархии или договорённости выполнять чужие, циничные попытки принимать решения через голову главного ответственного – это говорит о недостатке корпоративной и вообще деловой культуры. В идеале правильные отношения лидера и коллектива – двусторонний процесс, игнорирование которого влечёт управленческий бардак.

6. Иррациональное, а также чрезмерное ситуативное мышление, нехватка мышления абстрактного и сценарного, неумение рассчитывать свои силы и планировать. Здесь и сейчас; сейчас всё сделаем, а потом хоть трава не расти; ну не шмогла я, не шмогла; погудим, а там видно будет; что-нибудь как-нибудь получится – именно такие фразы мне приходят на ум, когда пытаюсь коротко объяснить логику поведения ряда активистов. Интересно, что в век обилия деловой литературы, в том числе книг для формирования лидерских качеств и управленческих практик, люди иногда ведут себя как дети, то идя на поводу у эмоций, не распределяя силы на долгую дистанцию и не соответствуя возложенным ожиданиям, то пытаясь нарушить договорённости, шарахаясь из одного вопроса в другой. Сюда же относятся подмена систематической работы разовой и попытки вовлечь в разные авантюры и сомнительные мероприятия, а также работа в режиме аврала и через стресс, когда можно всё спланировать и работать более уравновешенно.

7. Культура делового общения и её уровень. Несмотря на то, что по меркам Северо-Восточного Кавказа кумыки являются одним из самых культурных народов, культура делового общения пока далека от идеала. Первый состав организации «Анжи-Кала» имел средний возраст менее 30 лет и включал в себя кандидата наук, аспиранта, двух действующих и одного потенциального соискателя учёной степени. Тем курьёзнее было видеть, как не привыкшие работать в слаженной группе творческие личности друг друга часто перебивали, поучали, хулили и обсмеивали. Тогда мне это казалось диким, однако позже я узнал, как токсична бывает независимо от национальности творческая среда, в том числе любая научная среда с её завистью, ревностью, нарциссизмом, заносчивостью, особенно если к этому примешан свойственный некоторым мужчинам инфантилизм и характерный для него юношеский максимализм. Недостаток элементарного умения слушать собеседника и цивилизованно вести обсуждение и полемику встречался мне не раз и во взрослых компаниях, позволив зафиксировать сие как закономерность. Отдельный финт, о котором нельзя не упомянуть – неуважение чужой экспертности (даже малейшую экспертность надо уважать и ценить), игнорирование чужого мнения и навязывание своего. Помимо этого, недостаточная подготовка мероприятия, неясная повестка дня, слабая роль ведущего, свойственны как вообще большинству общественников в РД, так и национальным в частности. Видимо, любовь к единоборствам у кавказцев не прошла даром и выражается даже в умственной и общественной работе. Стоит это осознавать, поскольку уровень делового общения влияет на продуктивность.

8. Организация и проведение мероприятий. Во-первых, бывает так, что там, где нужно обсуждать пути решения, говорят о проблемах, там, где должны подводится промежуточные итоги и ставиться конкретные задачи на ближайшее будущее, переливают из пустого в порожнее. Во- вторых, не всегда высокий уровень подготовки и проведения, отсутствие в рамках рабочих мероприятий отлаженного механизма распределения ответственности и принятия решений. Например, даже в организации, производящей интеллектуальный продукт (статьи или книги), не все и не всегда охотно понимают, зачем нужен кворум и что такое вотум. В третьих, наблюдается слабое понимание ценности различных форм мероприятий (выступлений, диспутов, круглых столов, конференций и форумов) и их невысокая востребованность. Более всего настораживает то, что активисты часто даже не осознают, насколько уровень организационной культуры сказывается на качестве проводимой ими деятельности.

9. Нюансы позиционирования и статистки. На мероприятиях, связанных с какой-либо личностью, где предполагаются выступления и обсуждения, часто фокус в первую очередь падает на виновника торжества, во вторую очередь на его продукты. О том значении, которое они имели, каким бы очевидным оно не было для некоторых, надо говорить чаще. То есть если это юбилей литературного деятеля, то есть смысл подчёркивать воспитательную, эстетическую и этническую функцию его произведений, если памятный вечер в честь общественно-политического деятеля – как его активность сказалась на жизни тех, ради кого работал и как это проявляется и помогает сейчас, если чествуют спортсмена, то важно говорить о том, как его достижения влияют или могут повлиять на здоровые увлечения молодёжи и насколько это заметно сейчас. Игнорирование публичной функции в оценке работы профессионалов приводит к тому, что человека чествуют будто только за то, что он доставил удовольствие своим творчеством и или выступлениями кому-то или за то, что он очередная выдающая личность своего народа. Тем не менее, подчёркивание вклада его в то или иное развитие общества только укрепляет потенциал сделанного. Что касается статистики, то ею часто пренебрегают, в то время как правильно поданная во время имеющих большое значение в общественной работе выступлений, она может оказывать более решительное воздействие на мышление и поведение людей. Например, упоминание о том, что за последние десятки лет временно или постоянно проживающими за пределами Кумыкии оказался приблизительно каждый десятый её коренной житель или то, что в среднем в каждой второй нашей семье есть постоянно или непостоянно проживающий не в Кумыкии соплеменник, даёт более чёткую картину, чем просто декларирование больших чисел.

10. Плохая обратная связь. Просто плохая обратная связь, даже на уровне ответа на письмо.

11. Политическое иждивенчество. Люди советского воспитания любят «съездить» и ничего с этим не поделаешь. Не заморачиваясь не только на внутренние мероприятия для развития актива (тренинги, лекции, семинары), а также на внешние - для общества (митинги, пикеты, шествия, демонстрации) по важным вопросам общественно-политической жизни, у нас часто по-стариковски проводят форум или конференцию, итогом которой обычно становится дежурная резолюция в правительство. И всё. То есть вообще всё – дальше ни исков, ни заявлений по уголовным статьям, ни петиций. Одна ангажированная организация, трубящая о своей представительности, однажды замахнулась на обращение Конституционный Суд России. В итоге эти артисты, руководимые строителем гражданского общества, продинамили свою же инициативу по обращению, объяснив казус гениальной отмазкой «мы не нашли юриста». НКО, горланящая о том, что она представляет интересы народа, должна после случившегося распуститься и разойтись по домам, однако эта труппа продолжает копошиться, всё больше походя на тоталитарную секту. Не стоит забывать также и об играх в политику, когда отдельные общественно-политические деятели, не ведя постоянной политической деятельности в привычном понимании, вдруг на выборах хотят как-то куда-то избраться, да ещё не объясняя, как это будет полезно народу, который должен отдать голоса. При этом обладание политическим ресурсом представляется как панацея, как будто кто-то мешает проявлять активность и реализовывать социальные проекты в остальное время, работая помимо прочего на опыт и репутацию. Разговоров вокруг и около реальной общественно-политической работы бывает на рубль, действительных дел - порой на копейку. Безусловно, для РД в целом является хрестоматийной ситуация, когда средство решения вопросов (депутатский мандат) становится целью, однако для нас, кумыков, она совершенно не подходит. Из иждивенческой оперы также ожидания на местах кого-то, кто придёт и сделает всё за самих местных активистов. Такое встречается далеко не всегда, однако кое-где бывает заметно.

12. Паразитирование и эксплуатация (ПиЭ). Так уж сложилось в нашей Республике, и, наверное, стране, что на бесплатно работающих людях любят пахать. Паразиты и эксплуататоры делятся на две возрастные группы. Первая представлена лицами в возрасте от сорока пяти лет и старше. Они не умеют создавать работающие группы и вести их, в существующих общественных структурах не работают на перспективу и не готовят кадры, им обычно некогда возиться с преемственностью - даже если поднимаемые ими проблемы требуют долгосрочной отдачи, однако они всегда ждут возможности выехать на чужом ресурсе и иной раз заняты поиском тех, на ком можно поездить. Не привыкшие ценить чужое время и изучать потенциального помощника и его особенности, паразиты и эксплуататоры не интересуются глубоко занятостью человека (дома и на работе), не анализируют вклад в общее национальное дело. Как правило, вопрос в устах субъектов ПиЭ ставится человеку формулировкой как не «можешь?», а «сделаешь?», что хорошо отражает сущность бездушных потребителей чужого труда. Это, бывает, приводит к тому, что представляемые ими небольшие группы становятся похожи на своих лидеров и вместо занятия развитием пытаются использовать последних. Вторая группа паразитов и эксплуататоров представлена лицами в возрасте до сорока пяти. Как правило, это проницательные и корыстолюбивые мужчины, активно увлекавшиеся единоборствами. Организаторская компетенция их убога, в силу этого они, залезая в организационную работу, используют те навыки, которые принесли из своих поединков – манипулировать, подавлять, заставлять. Часто прикрываясь благородными побуждениями, давя на эмоции и много чего говоря, «силовик» почти ничего не делает бескорыстно, а свою бездарность как общественника обычно пытается прикрывать призывами трудиться на благо народа тем, кто и так давно вдохновлён, перевдохновлён и загружен такими делами по самое не могу. Смотрится это излишне и придурковато, однако повторяется с завидной регулярностью. Самому единоборцу бесплатно работать некогда, он неисправимый материалист. Важно, что национальные дела не должны быть местом для пустомель, нахождение таких людей среди реально работающих говорит об отсутствии «фильтра».

13. Не ведая специализации. С этим нам, краеведческой организации, периодически приходится сталкиваться. Первый случай связан со спецификой нашей работы. Дело в том, что если обычный общественный работник должен быть специалистом в определённой области знания (правозащита, экология, архитектура) и одновременно организатором, то в случае с национальным общественником к этому прибавляется требование быть носителем национального – самосознания, языка, культуры. Правда, в Республике я пока не встречал людей, которые могли бы успешно сочетать все три необходимые компетенции, кумыкские общественники (и не только кумыкские) обычно сочетают первую и третью из них (знаток проблемы и носитель национального). При этом периодически поблизости объявляются учёные, не имеющие организационного мышления и организаторских навыков и умудряющиеся что-то советовать с умным видом тем, кто старается вести оргработу в национальном вопросе профессионально. Тут надо бы вспомнить, что человек за пределами свой компетентности часто бывает ужасен. Признаться, я как организатор никогда ничего не навязывал историкам или экономистам, работающим в национальном, а вот дурацкие советы от состоявшихся учёных мужей по вопросу организации исторического просвещения приходилось слышать не раз. Также и когда взрослые идеолог или политолог, не сведущие в нюансах организационной работы, пытаются её моделировать, выходит огромная глупость; не меньшим непотребством выглядит попытка компенсировать недостаток их организаторских навыков провокациями и блефом. А некоторые молодые исследователи заходили в этом вопросе так далеко, что начинали открыто насмехаться на тем, в чём сами были полнейшими профанами; наша организация до сих пор работает, а некоторые из скороспелых критиканов полностью или частично свернули свою национальную активность, естественно, не найдя слов признания в заблуждениях и извинения за «неспортивное» поведение. Во втором случае вовлечения (вопреки выбранной нише) качественных активистов тянут в разные дела, которыми мы, краеведы и популяризаторы, не занимаемся, обычно это политика или право.

14. Воровство чужого времени. Иной раз диву даёшься, глядя на то, как люди не умеют ценить время, в том числе чужое. Каждая прожитая нами секунда уникальна и никогда не повторится, неправильно и нерасчётливо израсходованное время – грешок в виде недополученных компетенций, непроверенных мероприятий, нерешённых вопросов. Человек, похищающий время у себя, поступает неправильно, похищающий время у коллег общественников - наносит вред их работе. Часто вместе с чужим временем фактически пытаются обесценить чужую оргработу. Люди, не занимающиеся её по настоящему, мало понимают, как много внимания, энергии и опять же времени подчас требуют даже небольшие вопросы.

15. Старшие и их тараканы. Старшее поколение, особенно в возрасте от пятидесяти, не любит слушать, любит навязывать то, что видит или хочет видеть (часто встречающееся возрастное старение мозга), предпочитает не выращивать специалистов, а просто эксплуатировать их. Есть такие, которые действуют по принципу «вы делаете не то, правильный план спасения планеты у меня» - этот подход неэтичен и вызывает отторжение. Усугубляет картину возрастная солидарность, когда традиционная дистанция между старшими и молодыми переносится с общественные дела и не совпадает с границей профессионализма и адекватности. Необходимо различать традиционное и профессиональное. Традиционно мы все уважаем старших, по крайней мере, тех, кто оправдывает это звание, в деловой жизни граница поколений должна быть менее строгой, поскольку реальные дела высвечивают истинную компетентность, игнорирование этого рождает инфантилизм или протест младших. Так молодёжь идёт своим путём со взглядами и установками, потом удивляющими старшее поколение, будь то отдельные личности или группы. МКО «Кумуклар» и МКС «Озден» возникли без вмешательства старших, давно существует уже повзрослевшее ОО «Анжи-Кала», несмотря на попытки некоторых личностей подмять её под себя, есть и другие похожие случаи.

16. Отношение к молодёжи. Смешно – именно это наречие лезет на язык по вопросу работы с молодёжью. Никакой целенаправленной работы и систематического наставничества не наблюдается. Строго говоря, на молодые кадры «старикам» наплевать, пока эти кадры сами не появятся. Почти никого не подбирая и не пестуя для кумыкского движения, появившихся в таких условиях молодых общественных деятелей старшие воспринимают как само собой разумеющееся и стараются или прагматично использовать в своих планах по спасению мира или мобилизовать дарования для решения технических задач или цинично ими заткнуть «молодёжную квоту». Всё это не только разделяет людей разного возраста, а ещё и потенциально рождает заниженную

самооценку или протест в среде самих молодых, в том числе потому, что недооценённый развитый и (или) имеющий лидерские задатки человек не достаточно серьёзно будет восприниматься и в молодёжной среде тоже. Может показаться, что граница взросления и вхождения в круг «аксакалов» определена неким возрастом. На самом деле яркая молодая личность получает возможность быть собой либо когда без неё просто не могут обойтись, либо когда старое поколение общественников просто начнёт уходить «на пенсию». Разумеется, попутные кадровые потери (изначально не вовлечённые в работу, разочаровавшиеся и ушедшие из общественных дел) от такого несуразного подхода никто не считает. Весьма показательны в этом плане два интересных мероприятия в честь очередных книг молодых кумыкских поэтов в конце 2019 и начале 2020 года – собственно поэтов среди десятков пришедших на каждом мероприятии было не более пяти, а самых известных поэтических деятелей кумыков современности почти не было, хотя во время, когда литераторы становятся одними из главных хранителей родного языка, трепетное отслеживание каждого имени должно быть нормой. С молодёжью надо профессионально работать – периодически слушать её так, как слушает терапевт пришедшего на приём пациента, необходимо откликаться на мысли и намерения, иначе, опять же, молодые могут молча уходить или тихо саботировать общественную нагрузку. Работа с ними должна быть гибкой, ведь совершеннолетние активные люди – не дети, а индивидуальности со своими взглядами и ценностями, с которыми больше нужно разговаривать уже не столько на уровне «как надо поступать», а сколько «как можно сделать». И здесь тоже необходимо мастерство, поскольку не каждый человек педагог да и мало кто настоящий воспитатель.

17. Неумение видеть хорошее в малом. В среде общественных деятелей ещё остаются люди, которые до сих пор не поняли, что большие достижения начинаются с малых, а не наоборот. Любую правильную инициативу нужно поддерживать, положительные идеи приветствовать, всё нужно создавать, ничего не падает с неба. И наоборот, критика благородных потуг гасит часть этих инициатив в самом начале. Хотя надо признать, за критиканством и пессимизмом некоторых деятелей частенько скрывается их самовлюблённость.

18. Бросание упрёков в народ. Такое бывает нередко. Лично я о своём народе хорошего мнения, однако, если говорить строго, для общественника народ не должен быть плохим или хорошим. Народ всегда такой, какой он есть и нормальный организатор должен подбирать те механизмы, которые смогли бы повлиять на этнос в его современном состоянии. Да, некоторые вопросы решаются лишь на государственном уровне, однако возможность небезуспешно влиять на людей и власть у общественников есть всегда и если эти механизмы не используются, вина будет на тех самых общественниках.

19. Бюджетники и их тараканы. Так уж получилось, что большая часть интеллигенции кумыков работает в бюджетных структурах. К сожалению, из уст этих людей, нередко городских интеллигентов, можно услышать поверхностные упрёки в адрес соплеменников в тех случаях, когда виновником проблем является государство. Объясняется это тем, что бюджетник, как и пенсионер, своим источником дохода имеет государственную казну, а потому даже думать плохо о государстве ему бывает невыгодно. Видя некоторые проблемы, часть интеллигентов говорит о них, однако перекладывает вину за это на народ и тем самым защищает свой доход и себя как часть государственной машины. Понять всё это можно, а вот считать нормальным - нет.

20. Отсутствие права на ошибку и нехватка здоровой критики. Всё- таки мы кавказские тюрки и это накладывает отпечаток – очень много контрастов в поведении. Одним можно годами безответственно кричать с трибуны и ничего, а у других ошибка, даже если в реальности её нет, иногда вызывает острую реакцию со стороны. Во-первых, в большинстве случаев у каждого есть право на ошибку и к этому надо относиться по-человечески. Хотя люди быстро привыкают к хорошему и ждут продолжения безошибочной работы, тем не менее, само по себе хорошее, даже не идеальное, всегда нужно ценить. Некоторые, в том числе достаточно умные люди, прочитав неплохую публикацию или видео и увидев непонравившийся им момент, реагируют так, как будто весь материал плох или автор говорит неправду, то есть показывают бестактный и эгоистичный подход. Есть и те, кто сами сделав много полезного для народа, озадачивают своими отрицательными эмоциями и мыслями в отношении других – бывает непонятно, чего в таких критиках больше, созидательного или разрушительного. Во-вторых, мы вроде часто хвалим друг друга и это, как правило, личная, даже исходящая от коллег, а не профессиональная похвала, в то же время как профессиональная похвала часто используется конъюнктурно – чтобы вовлечь в свои проекты отличившегося, а не отдать должное его заслугам в общем деле. Одним словом, кумыкам не хватает внутренней конструктивной критики и такой же похвалы в культуре, политике, экономике. Особо подчёркиваю, в части критики речь идёт ни в коем случае не о дилетантской, а о сугубо профессиональной – адекватной и конструктивной критике, где есть место похвале и объективной оценке. Недопустимы жевание старых стереотипов с тяжёлыми вздохами про народ или токсичная критика от обиженных жизнью людей. Нам нужны не субъективные, а объективные и профессиональные как похвала, так и критика, причём качественная критика – удел единиц, уровень которых должен быть высоким. Стоит перейти с личных симпатий и антипатий, а также кулуарной критики к отдельному и открытому анализу как дел, так и деятелей и к объективной констатации происходящего. Оценка должна даваться не с точки личных пристрастий, а с точки зрения того, как в целом продукты (в широком смысле слова) влияют на жизнь народа. Само собой разумеется, это не отменяет права непрофессионалов на выражение своего мнения по мероприятию, книге, статье, обращению.

21. О преступлениях нельзя говорить, зато можно их совершать. Этот пункт отражает другую сторону вопроса – неадекватную реакцию на адекватную критику. В мелких вопросах такое часто проходит бесследно, а вот в крупных не всегда. К примеру, наша организация столкнулась с этим осенью 2019 года. В одном кумыкском селе решили построить мечеть на могильнике – древнетюркском захоронении предков кумыков. Обращения местных активистов в разные инстанции не помогали и «Анжи-Кала» решила внести свой вклад в борьбу с осквернением могил, написав о проблеме в своих репортажах. В ответ «религиозные» сельчане стали обвинять местного краеведа в том, что он показал нам место постройки и создал тем самым проблему. Да, именно так, у группки ребят сработала скотская логика – совершать преступления (осквернение могил, разрушение памятника истории и культуры федерального значения) можно, а писать об этом нельзя. Ни в этой, ни в похожей ситуации мы не отступимся ни от одной буквы написанного. Надеюсь, такая принципиальность будет присуща всем и мракобесие с отсталостью у нас не будут править бал. Оценивая деловую культуру в кумыкском движении в целом, скажу, что она является примерно средней по уровню и нуждается в улучшении, прежде всего потому, что влияет на качество проводимой работы. Думаю, что некоторые коллеги из кумыков, кому правда глаза колет, воспримут написанное отрицательно, а кое-кто из коллег других этносов положительно, поскольку многое, если не всё, окажется актуальным и для других нацдвижений. Такой вот парадокс восприятия.

Опережая вопросы к автору, даю на них ответы.

1). Имею ли я моральное право говорить об этом? – Да, активное нахождение в национальных делах не позволяет мне молчать, о минусах необходимо говорить, иначе в общественной деятельности годами будут накапливаться застойные явления.

2). Зачем выносить сор из избы? – Решение любой проблемы начинается с её признания. У каждого общественного вопроса есть свои стадии решения: обмен мнениями, обсуждения в узком кругу, опубликование. Учитывая то, что все возможные стадии влияния на деловую культуру нашей организацией были пройдены, приходится прибегать к статьям (ранее были изданы связанные с этим материалы «Как нельзя проводить мероприятие» и «Семь огрехов кумыкской интеллигенции»). Автору приходится указывать на чужие ошибки, потому что сами их допускающие не хотят нести ответственность, учиться и исправляться, оставляя без анализа и тиражируя свой несовершенный опыт. Если за отрицательный опыт (не отменяющий и положительного), никто не хочет отвечать, придётся нам на него указать.

3). Может, всё можно просто напросто тихо исправить? - Нельзя, ряд издержек могут уйти только с уходом поколения общественников. Если же всё было так легко, всё бы давно было исправлено. А говорить о багаже просчётов в любом случае стоит.

4). Неужели у нас всё так плохо? – Нет. Во-первых, статье говорится не о народе, а о небольшой его доли, часть которой берется за вопросы, требующие профессионализма, а не авантюризма и которая в новой формации не до конца сложилась качественно, поскольку на смену воспитанного Союзом поколению не до конца пришли современно мыслящие люди. Сам кумыкский народ прекрасен и хорошо собирается, будь то бытовые поводы (свадьба, похороны, поучительный мордобой) или обычные культурно-массовые мероприятия. Интересно, что даже малейшее ознакомление с общественной деятельностью и жизнью соседних народов говорит о том, что в их важных вопросах и обсуждениях присутствуют до смешного похожие на наши переживания, аргументы, формулировки причин и следствий. Названные минусы свойственны большинству общественников РД, сформировавшихся, как было сказано выше, в советское время, в условиях политического иждивенчества и дефицита деловой литературы. Во-вторых, речь даже не идёт обо всех общественных деятелях и организациях, а о часто встречающихся у ряда из них недостатках, о которых уже нельзя молчать или кулуарно оные обсуждать. В третьих, никто не отменял естественного отбора. Слабые организации закрываются, слабые общественные деятели уходят из этой деятельности, потому потеря слабых звеньев не должна быть драмой, однако должна быть уроком другим, о чём здесь и повествуется.

5). Что про нас скажут другие? - Долой комплексы, господа, живите более здоровой жизнью без приукрашиваний и сгущёний! Предлагаю больше озаботиться тем, чтобы описанный выше отрицательный опыт не воспринимался как пример для подражания. Данная была работа призвана не столько посмотреть с укоризной на имеющихся общественных деятелей кумыкского народа, сколько предупредить их ошибки у начинающих и будущих.

Аджиев Озден

Рассмотрено и передано для опубликования решением общего собрания краеведческого общества «Анжи-Кала» от 08.11.2019 г.

Одобрено для публикации 1.07.2020г.

Уважаемые подписчики и гости нашей страницы!

Предлагаем для чтения другие интересные разделы:

История

Кумыкская аналитика

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:
Краеведческие походы 2017 году:
Краеведческие походы в 2018 году:
Краеведческие походы в 2019 году:
Краеведческие походы в 2020 году:

МУЗЕИ

Религиозная тема, репрессии и насильственное переселение

Военная тематика

Къумукъ тилде макъалалар

На турецком

КНИГИ

ВИДЕО ССЫЛКИ ( Наш архив )

Дорогие читатели, мы ценим Ваши комментарии и пожелания!

МЫ В СОЦСЕТЯХ

Официальный сайт

подпишись

фото vekonlain.ru
фото vekonlain.ru