КАЯКЕНТ – БАШЛЫ – ЯНГИКЕНТ

13 December 2019

В сентябре 2019 года общественная организация «Анжи-Кала» вместе

с общественным центром «Атакумук» совершили очередной

краеведческий поход по Кумыкии, отправившись в Каякентский и

Кайтагский районы.

Каякентское прошлое уничтожается руками некоторых каякентцев
Каякентское прошлое уничтожается руками некоторых каякентцев

В Каягенте (Каякенте) коллега Темирбеков М.-Н. ознакомил нас с

правонарушением на территории городища Эскиюрта: часть

исторического объекта оказалась под угрозой уничтожения ввиду

запланированной стройки, на месте памятника высыпаны

стройматериалы и готовятся работы. На взгляд Темирбекова, объект

культурного наследия федерального значения следует не только

сохранить, а ещё включить памятник в маршрут для гостей района и

Республики и создать здесь, у подножия горы, туристско-экскурсионную

площадку с искусственным освещением. Другим проблемным местом

является участок в микрорайоне Какни, выбранный для строительства

(на народные деньги) мечети вместимостью в пять тысяч человек. Для

создания дорогостоящего здания местной властью было выделено девять

гектаров земли, однако в их границах оказался археологический

памятник и в ходе строительства уже обнаружились его элементы.

Интересно также, что запретив эксплуатацию находящейся рядом

детской площадки, созданной на общественные средства, прокуратура

не заметила разрушения памятника истории и культуры, хотя последнее

деяние подпадает под нормы об административной и уголовной

ответственности. Мы полагаем, что сельскими властями должна быть

перенесена в другое место предполагаемая мечеть и в то же время

оказана помощь в доведении площадки для детей до отвечающих закону

параметров.

Мечеть: перенести нельзя оставить
Мечеть: перенести нельзя оставить

Также наш коллега озвучил проблему защиты Кулкам-Тау от

потенциального разрушения: на вершине данной горы раньше

располагались старинные строения, которые сообщались под землёй

друг с другом, однако в настоящее время гора является зоной

угрожающего ей антропогенного воздействия. Помимо этого М.-Н.

Темирбеков высказал идею восстановления старых дорог и обозначения

на них исторических маршрутов, что должно уменьшить затраты на

передвижение между сёлами и увеличить интерес к прошлому кумыкских

сёл.

В соседнем Новокаякенте вышеназванный коллега рассказал об

уничтожении здешних реликтовых деревьев и высказал идею о

расширении границ Каякентского заказника с включением в него

поредевшего леса. Также мы посетили недавно установленный на

красиво оформленной площади перед зданием администрации района

памятник утамышцу Саиду Дадашеву, погибшему во время войны в

Афганистане. Дадашев был посмертно представлен к званию Героя

Советского Союза, однако получил награду нижестоящего уровня.

Среди прочих сведений Магомед-Наби Темирбековым нам была

сообщена информация генеалогического характера. В частности, в этом

году исполняется сто лет битве с агрессорами Деникина в Аякакинском

ущелье, где активнейшее участие приняли кумыки, например, каякентец

Абдурахман Темирбеков. Любопытные данные были представлены и о

представителях родственных Темирбековым Камбулатовых. Один из

представителей рода Султан Камбулатов в конце позапрошлого – начале

прошлого века совместно с германскими промышленниками занимался

организацией нефтепромыслов на территории современного Избербаша.

Далее наша группа проследовала в Башлы. Историк Магомедрасул

Ибрагимов помимо истории своей родины в период существования

древних тюркских городов и государств рассказал о героическом

сопротивлении села в период войн, о посещении его Тамерланом (тогда

башлинцы проживали в семи близко расположенных населённых

пунктах), Петром I, Надир-Шахом. Битва войск Солтан-Махмуда (Солтана

сына Махмуда) Утамышского в войсками Петра получила среди кумыков

широкую известность, однако не менее ожесточённые сражения

происходили в разное время и в истории Башлы, например, бой с армией

Шаха Надира в Капкайском ущелье в 1741 г. и с силами царского

военачальника Мадатова двести лет назад. Надо заметить, что Башлы,

где находилась резиденция кумыкских уцмиев (резиденции были также

в Янгикенте, Маджалисе, Уркарахе, Кала-Корейше) и само Кайтагское

уцмийство занимали обширные территории с большими площадями

пахотных орошаемых земель. Уцмийство было государственным

образованием, а сборник Постановлений одного из уцмиев - Рустем-хана

является правовым памятником Кавказа. В границах уцмийства

находились Верхний и Нижний Кайтаг, северная часть Табасарана, почти

вся северная часть нынешнего Дербентского района; кроме тюркского

большинства в лице кумыков и терекемейцев в уцмийстве также

проживали дагестанские горцы.

В одном из башлинских сёл - Капкайкенте мы побывали на

кладбище, где посетили памятник и могилы Героя Социалистического

труда, учёного, изобретателя Наримана Алиева и его супруги, поэта и

отважного борца с преступностью, погибшего в январе 1942 г. Батыра

Магомедова, арабиста и советника известного представителя

уцмийского дома Амир-Чопана - Улаш-кади Минатуллаева. Последний

сыграл большую роль в сохранении Башлы в результате восстания 1877

г. под руководством Мехтибека Уцмиева. После подавления выступления

двенадцать семей участников были высланы в Сибирь, предполагалось

дробление Башлы, однако последствия удалось максимально смягчить,

добившись в 1882 г. создания трёх соседствующих сёл. Улаш-кади умер

в 1930-е гг. на родине, его сын Магомед скончался в те же годы в

Сибири, будучи репрессированным. Несмотря на то, что в Капкайкенте

сохранились мечеть и дом Улаш-кади, они не защищены законом ни как

памятники истории, ни как достопримечательные места. Кладбище, где

похоронен религиозный деятель, расположено в лесистой местности, за

десятилетия оно увеличилось, однако не вся эпиграфика осталась

доступной – в довоенный период были уничтожены зияраты других

религиозных деятелей. Как говорит Ибрагимов М., почти все участники

разрушения могил ушли из жизни преждевременно. В годы

сельскохозяйственного освоения земель в Башлы обнаруживались также

древние массовые захоронения.

Дом и мечеть – непризнанные историко-культурные памятники
Дом и мечеть – непризнанные историко-культурные памятники

В Башлыкенте нам был показан дом, где останавливался

выдающийся исследователь тюркского мира Лев Гумилёв. По признанию

самого учёного, в селе он нашёл свою историческую родину.

С точки зрения экологии нужно заметить, что благодатная природа

Башлыкента, Джаванкента и Капкайкента с цветущими лесами и

многочисленными ореховыми рощами позволила сохраниться редким

видам растений, растущим на склонах гор и низменности, а живописные

Каякентский заказник (охватывает территории ещё нескольких районов)

и долина реки Башлычая (Арт-озени) являются также ключевыми

орнитологическими территориями международного значения. Сам

водоём, пересыхая в тёплое время, в остальную часть года показывает

сильное течение; по утверждению М. Ибрагимова, на одном из берегов

сохранился исторический объект - старая плавильная печь. Кроме

современных наименований реки в зоне проживания кайтагских кумыков

(это часть нынешних Каякентского и Кайтагского районов) носят и

прежние названия – Арт-озень, Бугам, Орта-Бугам.

В долину Башлычая прилетают чёрный аист и розовый скворец
В долину Башлычая прилетают чёрный аист и розовый скворец

Неразрывно с Башлы связана история Янгикента, где также

проживают кайтагские кумыки и раньше находилась уцмийская

резиденция. По дороге к нему мы побывали возле многочисленных

курганов и поднялись на Сенгерское городище. Будучи созданным по

типу Шахсенгера, Сенгер имел вал, крепостные стены и башни - ещё

задолго до нашей эры оба объекта были городами. В 1722 г. здесь

остановился лагерем Пётр I, а его воины расположились на

прилегающей местности Палаш авлак; через одиннадцать лет после

этого Палаш был местом столкновения башлинцев с царскими войсками.

Помимо городища на хребте Пирбудаг-сырт нами были увидены следы

пребывания «чёрных археологов» и новые вышки ЛЭП, поставленные,

по утверждению краеведа Темирбекова, на курганах.

Селение Янгикент расположено в очень плодородной местности

среди лесистых гор. В 2022 г. Янгикент должен отметить четырёхсот

пятидесятилетие, хотя на его территории есть археологические объекты

в виде поселений, относящиеся как Средневековью (Эскиюрт), так и к

древности. Обладая не менее одной пятой обрабатываемых земель

Кайтагского района, село в 1930-е гг. вынуждено было отдать соседним

безземельным крестьянам территории, известные сейчас как сёла Чумли

и Моллакент.

В ходе сбора полевого материала нами была получена информация

о родословной тюркских уцмиев Кайтага и о противостоянии его ветвей

– уллу беков и гиччи беков, об изменении местонахождения села, а

также о селении Маджалисе, созданном на месте проведения съездов

(форма выражения власти в сословном кумыкском обществе) и о

предметах старины, найденных сельчанами. Также местные жители

показали нам место расположения дворца уцмия Мехтибека –

организатора восстания против царизма в 1877 г. Находясь на

неприступной высоте, приближённые уцмия оказали большое

сопротивление царским войскам. В ходе атаки обороняющимися был

вывешен чёрный флаг – символ сопротивления без намерения сдаться.

Лишь обстрел из пушек позволил нападавшим завладеть высотой, где

они нашли около сорока пяти убитых и около двадцати тяжело раненых

защитников, самому Уцмиеву Мехтибеку удалось скрыться. Очевидно,

что к юбилею Янгикента память о его защитниках должна быть

увековечена установкой памятника. К другим достопримечательностям

селения относятся Меседу-Кала (место расположения крепости с

подземным ходом, ведшим к роднику, в ней жила одна из

представителей тюркской знати), остатки крепости Гавур-Калы,

кладбище биев. Важно отметить, могил местной знати осталось немного

из-за разрушения захоронений, произведённого в первые десятилетия

существования советской власти.

Старый кумыкский дом в Янгикенте
Старый кумыкский дом в Янгикенте

Выводы по итогам мероприятия:

- правоохранительным органам следует принять меры по пресечению

разрушения и устранению угрозы разрушения памятников истории и

культуры в Каякенте;

- в 2022 г. должно исполниться 300 лет со дня битвы кумыков и их

соратников с войсками Петра I в Учвлаке и 145 лет со дня героической

обороны Янгикента. Мы полагаем, что требует возрождения идея

установки монумента в память об участниках Утамышской битвы и

имеется необходимость установки подобного памятника в Янгикенте.

Осуществляя подготовку сейчас, указанные мероприятия вполне можно

реализовать через три года;

- начавшись в 1990-е гг. с книг о Солтан-Махмуде Эндиреевском, Ал-

Клыче Хасаеве и других выдающихся личностях, деятельность по

восстановлению исторической памяти кумыкского народа должна

продолжаться. Перед национальной интеллигенцией стоит задача

просвещения масс и закрепления информации о ранее мало известных

широкому кругу соплеменников личностях, деятельность которых

положительным образом определяла судьбу народа (внесение

персоналий в Кумыкский энциклопедический словарь, присвоение имён

улицам в городах и сёлах, другие мероприятия). Применительно к

Каякентскому району и Нижнему Кайтагу это Улаш-кади Минатуллаев,

уцмии Амир-Хамза и Амир-Чопан, а также множество других кумыков.

Данное мероприятие оказалось возможным благодаря помощи

краеведов Ибрагимова Магомедрасула и Темирбекова Магомед-Наби.

Краеведческое общество «Анжи-Кала»

Проект ©ATAKUMUK

Уважаемые подписчики и гости нашей страницы!

Предлагаем для чтения другие интересные разделы:

История

Кумыкская аналитика

МУЗЕИ

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:
Краеведческие походы 2017 году:
Краеведческие походы в 2018 году:
Краеведческие походы в 2019 году:
Краеведческие походы в 2020 году:

Религиозная тема, репрессии и насильственное переселение

Военная тематика

Къумукъ тилде макъалалар

На турецком

ВИДЕО ССЫЛКИ ( Наш архив )

Дорогие читатели, мы ценим Ваши комментарии и пожелания!

МЫ В СОЦСЕТЯХ

Официальный сайт

подпишись