КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

6 January

Важнейшим из искусств для советского государства пролетарский вождь Ленин когда-то провозгласил кино. Меня же поднять эту тему заставила фраза одного из известных российских музыкантов, произнесённая на радио о неснятых кинокартинах 1950-х гг.: «Если бы этим кинофильмам дали ход, у нас было бы другое кино, другие цитаты и другая страна», что думается, хорошо характеризует роль кинематографического жанра в обществе. Действительно, кино в простой и интересной форме доносит до масс населения жизненные образы, а при советском строе оно вбирало в себя и элементы, которые были частью государственной идеологии. Сейчас у людей больше возможностей получения информации об окружающем мире, однако кинематограф по-прежнему является одним из источников формирования общественного мнения. Как и телевидение.

Общее количество художественных фильмов о Республике Дагестан составляет приблизительно два десятка работ. Что можно выделить в этих творениях помимо добротной актёрской работы артистов Кумыкского и других театров Республики, а также приглашенных исполнителей?

1. Примерно половина картин снята по произведениям Ахмедхана Абу-Бакара и Расула Гамзатова. По произведениям кумыкских авторов картины почти не снимались, хотя из одного только Аксая в прошлом веке вышло более полутора десятков известных литературных деятелей.

2. Практически во всех фильмах присутствуют дагестанские сюжеты и горская риторика.

3. В кино о Дагестане, которое практически полностью было снято в годы советской власти, часто прослеживаются идеи эмансипации, причём альтернативой некоторым пережиткам старины становится женское раскрепощение. Поясним тут, что при разрушении традиционных патриархальных устоев удар бывает направлен на женщину.

4. Занимающие не менее половины территории региона равнины и предгорья тюрков Северо-Восточного Кавказа с их богатой этнографией и насыщенной историей объектом советского кинематографа не становились. Благо это или нет? Попробуем ответить на данный вопрос.

С одной стороны, если кино влияет на мировоззрение человека, то такое невнимание к тюркам - плохо. С другой стороны, те же Абу-Бакар и Гамзатов были проводниками советской идеологии. Несколько лет назад литературный критик Гапиз Нурмагомедов весьма умело показал элементы феминизации и эмансипации в произведениях А. Абу-Бакара, указав на поведение героинь произведений, не соответствующее обычаям своего народа и народов Дагестана вообще. Что касается «Горянки», то тут почему-то героиней выставлена Асият, дерзко разговаривающая с отцом, приезжающая в родное село с непокрытой головой в компании своего городского друга (!). Конечно, выдавать женщину замуж без её согласия неправильно, однако это не значит, что альтернативой должно быть общение и прогулки по улицам с посторонним мужчиной, о котором не знают родные. Лично для меня настоящей героиней произведения является не непонятная Асият – художественный проводник идеи раскрепощения женщин Северного Кавказа, а Супайнат – простая и чистая девушка, ставшая жертвой интриг и корыстолюбия, так часто свойственных старшему поколению. Тут, полагаю, требуется добавить, что на самом деле критерии успешности для мужчины и женщины неодинаковы. Если первый успешной работой реализует себя и обеспечивает благосостояние семьи, то для женщины как хранительницы очага наоборот, успешность измеряется прежде всего её качеством как жены, матери, бабушки, что также влияет на благополучие ячейки общества, а потом уже профессиональными подвигами. Стоит сказать также, что как до Второй мировой войны, так и после неё советские кинематографисты очень активно поработали в части женской эмансипации по-советски – в том числе с помощью художественных фильмов о жизни Средней Азии. Так нужно ли было нам, ногайским, кумыкским и азербайджанским тюркам такое кино о самих себе?

Сейчас художественное кино о Северо-Восточном Кавказе снимается мало, а в современном русскоязычном вещании на государственных республиканских телеканалах и радиостанциях наблюдается интересная картина: за последние десять лет о славных кумыкских сёлах и об их богатейшей этнографии не было снято не одной телепередачи или документального фильма. Это не касается личностей – посвящённые выдающимся кумыкам передачи и фильмы выходят периодически. А вот всё, что касается нашего прошлого и культуры, в русскоязычном вещании замалчивается, (будто) его прячут от дагестанцев и даже от самих тюрков. Вдвойне забавно это выглядит, когда на радио и телевидении за бюджетный счёт снимаются горские обычаи, а также уделяется внимание даже маленьким горным сёлам, ничего не решавшим и не могущим решить в жизни Кавказа. Как манна небесная выглядят сейчас передачи ГТРК «Истоки» из 1990-х, загруженные кем-то в сеть, где просто и интересно рассказывается про кумыкские сёла и их фольклор. Виноваты в произошедшем, конечно, не операторы и ведущие, а неизвестные нам цензоры в составе редакций гостелерадиокомпаний РД. Для полноты картины следует заметить, последние пятьдесят-шестьдесят лет государственные СМИ активно называли кумыкские районы и города интернациональными не в пример горным районам. Деятельность этой «невидимой руки» хорошо сочетается с принципом работы дагестанских исторических фальсификаторов, которые в своих работах, основанных почти полностью на сомнительных легендах, кумыков стараются не упоминать, а когда это не получается, выдумывают каких-то тюркизированных дагестанцев, то есть достают пропахшую нафталином концепцию, изобретённую в период организованного переселения горцев на Равнину и развалившуюся, как только «железный занавес» рухнул и в науке.

Стоит ли после такой позиции советского кинематографа и современных государственных телерадиокомпаний удивляться тому, что множество дагестанцев, имея в своём сознании образ кумыка, сформированный на основе бытовых впечатлений и горских стереотипов и без квалифицированной подпитки со стороны государственных СМИ, которые должны просвещать, верит в небылицы и пытается обосновать, скажем, свои несуществующие права на захваченные кутаны и другие территории? А между тем, от правды не уйдёшь, на плоскости история, в том числе археология, не фиксирует следов обитания дагестанских горцев, да и лексикон последних не имеет собственной терминологии растительного и животного мира, свойственного Кумыкии.

В таких условиях кумыкские просветители – историки, краеведы, публицисты и другие деятели на поле просвещения выглядят батырами информационной войны. Это обнадёживает.

Акчурин Ильдар

яндекс фото
яндекс фото

Уважаемые подписчики и гости нашей страницы!

Предлагаем для чтения другие интересные статьи:

История

Кумыкская аналитика

МУЗЕИ

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:
Краеведческие походы 2017 году:
Краеведческие походы в 2018 году:
Краеведческие походы в 2019 году:

Религиозная тема, репрессии и насильственное переселение

Военная тематика

Къумукъ тилде макъалалар

На турецком

Дорогие читатели, мы ценим Ваши комментарии и пожелания!

МЫ В СОЦСЕТЯХ

Официальный сайт


подпишись