Ловушка дагестанских образов

5 January

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему то или иное в нашей жизни считается правильным или плохим? Какими критериями оценивать проделанную кем-то работу? По какой причине тот или иной человек считается великим?

Очень часто люди оценивают политиков, государство, общественных деятелей и других лиц с позиции того, как им их преподносят, а не с точки зрения того, как их нужно оценивать, иной крайностью является некомпетентный взгляд и невежественные суждения. В своё время альтернативное мнение певца Юрия Лозы о Гагарине внесло немалый переполох, а правдивая передача с участием этого композитора на одной из радиостанций наверняка полностью поменяла взгляды на современную музыку у немалого количества людей. Можно ещё вспомнить скандальную историю с карикатуристом Бильжо, рискнувшим вопреки общественному мнению сказать, что Космодемьянская на самом деле поджигала дома мирных советских граждан на оккупированной территории. К чему я привёл эти случаи? Да к тому, что общество нередко вопреки истине воспринимает и хранит информацию в той подаче, которая неоднократно искажена и преследует идеологические цели.

Теперь ближе к местной реальности. В широком аспекте хочется сказать о «гороцентризме», активно внедрявшегося в общественное сознание, когда с середины прошлого века публицистика, литература, кино, политика и экономика стали особенно сильно вращаться вокруг гор, которые, вообще-то занимают менее половины территории дагестанской республики. Тем более удивительно это с учётом того, что практически все города прошлого и современности в РД с их политикой и экономикой также располагались на равнине, а в основу культурного строительства республики ложились мотивы равнинных тюркских народов, особенно кумыкских и азербайджанских тюрков, да и их силами в основном – Бийболатов, Мурадовы, Ибрагимовы, Ибадуллаевы… Тем не менее, снимавшиеся тогда, к примеру, русскоязычные фильмы как инструменты широкого тиражирования местных образов внутри ДАССР и вовне были посвящены горским сюжетам или горцам в городах. Такая информационная и идеологическая политика проводилась руководством РД и до последнего времени. Пример из множества проявлений в области культуры. - Как известно, в основу хореографического искусства Республики, что не очень охотно сейчас признают, были положены танцы кумыкских тюрков, в горах танцевальная культура была гораздо проще, менее возвышенная, гендерные роли в парном танце зачастую были явно не различимы. Как же нелепо на этом фоне смотрелась очередная подделка от РГВК! Народная артистка под старые кадры кумыкского танца исполнителей (в чепкенах и кабалаях) увлекательно рассказывает не о тюркском и даже не о дагестанском, а о «горском» танцевальном этикете (!). Вот так, с лёгкой руки неизвестного цензора танцевальный рисунок и этикет, присущие кумыкам, вдруг обезличенно назвали горскими. Этот случай не о том, что одни народы тянутся к высокой культуре (что абсолютно нормально и не зазорно, а скорее наоборот), проблема в государственном воровстве на уровне республики. Спортивный пример. - Неужели все и вправду думают, что первым трёхкратным и самым титулованным олимпиоником из РД был Бувайсар Сайтиев? Ну а как же первый местный олимпийский чемпион и призёр, да к тому же трёхкратный «золотой» и по разу «серебряный» и «бронзовый» булгарин Владимир Назлымов с его четырьмя участиями в Олимпийских играх, ставший прославленным во вполне себе боевом виде спорта – фехтовании? Татары не коренной народ? Вообще-то татары построили одну из первых мечетей в столице РД и занимались религиозным просвещением людей, потомки которых сейчас считают татар слабыми мусульманами.

Теперь в узком аспекте. В прошлом столетии, желая ослабить влияние одних народов и в то же время не сильно усилить других, советская Москва сделала ставку на тавлинцев. Для обоснования такого доминирования и преподнесения его как естественного (что не было очевидно из реальной жизни) были нужны личности. Естественно, прямое указание на национальное превосходство той или иной группы вызвало бы ответную болезненную реакцию у остальных этносов, поэтому в целом в обществе выдерживалась дагестанская риторика, однако самые известные дагестанцы, по замыслу центра, должны были быть одной национальности. Это очень тонкая игра – много кто поверит в дагестанское единство, а значит, воспримет и успешных дагестанцев. Невидимая рука в нужный момент выставляет в качестве таковых представителей преимущественно одной национальности, после чего заимевшие привычку интересоваться этнической принадлежностью кавказцы сами должны прийти к выводу, что дагестанская общность есть, ну а самыми лучшими оказываются те, кто более успешен; значит, последние имеют моральное право доминировать. Почему в ранг национального и объединяющего героя в республике возведён по сути только имам Шамиль, а не возведены, например, Солтан-Махмуд Тарковский, Солтан-Махмут Отемышский, Ахмед-Хан Мехтулинский? Почему памятники и почести на государственном уровне отдаются Даниялову, а о роли Коркмасова – автора первого основного закона и вообще государственного строителя РД, создателя социально-экономической системы Республики, на которой она жила более полувека, в день Конституции Республики обычно не вспоминают? Чем хуже были, например, литераторы Анвар Аджиев и Аткай Аджаматов в сравнении с Расулом Гамзатовым? Почему выдающемуся спортсмену Али Алиеву (не бравшему, кстати, медалей на ОИ) за деньги бюджета поставлены четыре памятника, три из них в течение семи лет, ежегодно проводится масштабный турнир его имени, а в честь прославившего Кавказ на весь мир десятилетиями ранее борца Ал-Клыча Хасаева от Минспорта нет ни турнира, ни памятника? Ещё один пример – процедуры с олимпийским огнём в 2014 году. Обычно запоминаются первый и последний участник мероприятия. Я понимаю, почему первым бежал Загалав Абдулбекович, но не могу понять, почему последним оказался Хаджимурад Магомедов – он, без сомнения, тоже был классным спортсменом, однако и после него у республики было немало олимпиоников разных национальностей, например, лакец Ширвани Мурадов и Наталья Воробьёва с корнями из Курахского района. После этого мероприятия было уже отдельное дагестанское зажигание огня, где в факел в руки Рамазана Абдулатипова передал его соплеменник Гайдарбек Гайдарбеков – чемпион Олимпиады аж 2000 года. Почему на матче «Анжи» в честь первоклассного спортсмена Абдуларшида Садулаева звучит гимн Республики на горнохунзахском языке? Или звукорежиссёр перепутал матч Премьер-лиги российского чемпионата с банкетом в честь олимпийского «золота» соплеменника? Может, Садулаев представлял на Олимпиаде только свой район? Причём здесь тогда интернациональная публика на стадионе и республиканский гимн на хунзаском? В крайнем случае, можно было публично подарить Абдуларшиду национальную песню, не устраивая шабаш с переиначенным гимном РД и не подставляя хорошего парня. Вы задумывались над тем, почему всё выглядит именно так?

Что в итоге? Получавший и получающий через государственные русскоязычные газеты, журналы, радио, телевидение и мероприятия, а теперь и через глобальную сеть информацию читатель, особенно нетюркской национальности, видит перед собой якобы одинаковых по историческому пути дагестанцев, прошлое и менталитет которых прочно связаны с горами, а самыми многочисленными и успешными должны быть представители одного народа. Однако основная история развития региона почти всегда была связана с тюрками и их правителями, а за доминированием представителей «самого многочисленного» народа довольно часто стоят либо заслуги несуществующие, либо избирательно выбранные среди заслуг такого же уровня у представителей разных национальностей, либо обеспеченные из центра ресурсами (последнее продолжалось минимум до конца ельцинского правления). Всё это и есть ловушка – искусное возвеличивание одних и замалчивание других заставляют часть людей верить, что всё в регионе начиналось и заканчивалось горами (как курьёзно бы это не звучало), а среди самих горцев есть те, кто явно лучше (хотя могут ли быть наиболее критикуемые лучшими?). Попадают в эту смысловую ловушку как горцы, так нередко и выросшие в городе тюрки.

Ввиду озвученного выше предлагаю воспринимать поступающую нам информацию не такой, какой её преподносят, а какой она должна быть. Перестанем, наконец, жить в этой матрице - детище советских отделов пропаганды.

Аджиев Озден

Ссылка на фото : https://yandex.ru/images/touch/search?text=%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fst.depositphotos.com%2F1852625%2F1678%2Fi%2F950%2Fdepositphotos_16781175-stock-photo-dreamcatcher.jpg
Ссылка на фото : https://yandex.ru/images/touch/search?text=%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fst.depositphotos.com%2F1852625%2F1678%2Fi%2F950%2Fdepositphotos_16781175-stock-photo-dreamcatcher.jpg

Уважаемые подписчики и гости нашей страницы!

Предлагаем для чтения другие интересные статьи:

История

Кумыкская аналитика

МУЗЕИ

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:
Краеведческие походы 2017 году:
Краеведческие походы в 2018 году:
Краеведческие походы в 2019 году:

Религиозная тема, репрессии и насильственное переселение

Военная тематика

Къумукъ тилде макъалалар

На турецком

Дорогие читатели, мы ценим Ваши комментарии и пожелания!

МЫ В СОЦСЕТЯХ

Официальный сайт


подпишись