Влияние Золотой Орды на этнос и культуру Кавказа

24 February

Северный Кавказ, этот полиэтничный регион после монгольского завоевания в 13 в. стал одной из провинций (седьмым улусом) Золотой Орды . Таково было его положение в течение почти трех веков существования этой великой державы своего времени вплоть до ее распада в 15-начале 16 вв. Это и предопределило его дальнейшую политическую судьбу и оставило свой неизгладимый отпечаток на этносе и культуре его многочисленных народов. Тем не менее, вульгарное упрощение роли Золотой Орды в политической и этнокультурной истории региона, столь характерное для советской историографии, оказало негативное воздействие на изучение, как мы считаем, одного из ключевых этапов этнической истории региона. В наибольшей мере эта тенденция проявилась в работах по истории половцев и Золотой Орды, упоминаемых только в аспекте противостояния их с Русью, Кавказом и т.д. В действительности, конечно же, все обстояло значительно сложнее, и не один из аспектов отношений Золотой Орды с народами Кавказа, как впрочем, и всей Евразии, не поддается однозначной интерпретации. В данном конкретном случае золотоордынский этап этнополитической, социальной и культурной истории Северного Кавказа, независимо от связанных с ним ассоциаций, остается объективной реальностью, игнорирование которой искажает подлинную картину исторического прошлого нашего региона и его народов. Вопрос влияния Золотой Орды на этнос и культуру Кавказа относится к числу малоизученных, а то и вовсе неизученных. В имеющейся литературе по утвердившейся в русской (и кавказской) официальной историографии чаще всего говорится лишь о негативных (губительных) последствиях для народов Кавказа "многовекового монгольского ига". Однако попыток рассмотреть это влияние в полном объеме, к сожалению, почти не предпринималось, если не считать замечательных по своей значимости для раскрытия означенной темы работ В.М. Батчаева . . Цель настоящей работы - дать обзор позитивного влияния золотоордынской цивилизации на процессы этно-, культурогенеза на Кавказе и в частности, в его северо-восточной и центральной части, в Прикаспии. За несколько веков своего существования Золотая Орда (XII-XVI вв.), в которой, как писал кумыкский этнограф Девлет-Мирза Шейх-Али, "восторжествовала татарская народность над своими завоевателями, по крайней мере, тем, что передала им свой язык и составила для них Золотую Орду, где говорили уже не на монгольском, а на татарском наречии" оказала мощное влияние на этнос и культуру Кавказа. Этот период, вне всякого сомнения, занимает особое место в этногенетических процессах и этнической истории Северного и Восточного Кавказа. Это время активного перекраивания этнической карты Кавказа, этногенетических процессов, окончательного сложения и государственного самообретения раннефеодальных тюркских народностей Кавказа - кумыков, балкарцев, карачаевцев. Владычество Золотой Орды на Северном Кавказе сопровождалось достаточно интенсивным внедрением их в местную тюрко-кавказскую среду и влиянием на всю ткань их народной жизни и быта, мировоззрения. Следы многочисленных этнокультурных влияний тюрки-золотоордынцы оставили на государственном устройстве, культуре, религии, языках и в целом на этносах Кавказа1). Пожалуй, после арабского влияние Золотой Орды на Кавказ было наиболее мощным и результативным. Уже к рубежу XIII-XIV веков в Золотой Орде происходят значительные этнокультурные изменения. В 80-е годы Берке-хан и другие золотоордынские феодалы принимают мусульманскую религию. Принявшие ислам еще в раннем средневековье (об этом свидетельствует Ал-Гарнати), экономически и культурно более развитые наследники хазар и кипчаков - кумыки распространяют свою культуру и язык среди других народов Северного Кавказа. Достаточно отметить, что и сама религия арабов (Ислам) окончательно утвердилась здесь под влиянием Золотой Орды. В этой связи уместно сослаться на мнение востоковеда В.В. Бартольда, который совершенно правомерно указывал, что "победа тюркского элемента сопровождалась победой ислама и мусульманской культуры". Горцы Северного Кавказа (аварцы, лакцы, чеченцы, кабардинцы, ингуши, некоторая часть осетин) восприняли и золотоордынский язык тюрки как официальный язык делопроизводства и переписки. Говорить и писать по-татарски ("по-кумыцки") у горцев на долгие века стали признаком хорошего тона и привилегированности и престижа. Во владениях золотоордынских ханов на Северном Кавказе, как и во всей Золотой Орде, возникли и существовали города (Таргу, Эндирей, Татар-и Шехир (Джулат), Маджары и др.), ставшие средоточиями исламской учености и просвещения. Здесь в школах велось обучение грамоте и суфийской премудрости. Грамотность была довольно широкая, т.к. в каждом селении имелась мечеть (а то и несколько), а при них мектебы (школы). Развивалась литература, своя летописная традиция. Были каменные крепости, города, мечети, дворцы князей и купцов, каравансараи. Изучение местных, нарративных источников показывает, что на Северном Кавказе, пожалуй, нет ни одного народа, на этно-, культурогенез которого не оказала бы своего огромного влияния Золотая Орда, став одним из ключевых этапов не только тюрко-татарских, но и ряда кавказских народов. И в частности, кабардинцев, аварцев, вайнахов, осетин, черкесов. Особая роль в жизни кумыков, карачаево-балкарцев, кабардинцев, осетин и других народов региона играл город и область Борган-Маджар. Согласно местной историографической традиции, еще в раннем средневековье (в эпоху хазар) (Приморский Дагестан) существовали "крепости Кичи Маджар (на территории Кумыкии) и Уллу Маджар, названный впоследствии Татартуп" . Очевидно, о последнем из них писал Ибн-Баттута, по словам которого в золотоордынскую эпоху был "город большой, один из лучших тюркских городов" . Судя по источникам, огромная роль принадлежала и городам Таргу (Анжи), Джулат (Татар-и Шехир) . Эти города были крупными культурными центрами, где развивались литература и искусство. В них, очевидно, прежде всего сформировался общеразговорный и официальный литературный язык "тюрки" - "северокавказский тюрки", на котором были созданы нарративные исторические сочинения, художественная, научная и конфессиональная литература (проза, поэзия), актовые материалы, частные и официальные документы . О том, что в городах Золотой Орды, в т.ч. и вышеуказанных, своеобразным Lingua Franco был тюркский (куманский) западнокипчакского типа, по мнению ряда ученых наиболее близкий к современным кумыкскому, крымско-татарскому, караимскому свидетельствует Codex Cumanicus, составленный в XIII-XIV вв. в одном из городов Золотой Орды . Об этом же говорят и многочисленные этногенетические предания народов Северного Кавказа, среди которых особое место занимают предания о предках-маджарцах. Здесь, на Северном Кавказе широко известны "маджарские" городища и курганы, "маджарские" сабли и ружья, "маджарские" телеги, одежда и т.д. . Необычная устойчивость таких наименований, конечно, не случайна. Очевидно, какие-то группы маджарцев действительно обитали на данной территории и оставили заметный след в этнокультурной истории региона. Наиболее популярны были "маджарские" предания у дигорцев и балкаро-карачаевцев, кумыков но, по некоторым сведениям, они как будто не чужды были и кабардинцам, бесленеевцам, ингушам . Кроме того, по словам Ш.Б. Ногмова, опиравшегося на устную традицию кабардинцев (и, очевидно, кумыков), часть маджарцев ушла и в Дагестан . Об этом лишний свидетельствует и тот факт, что у кумыков существовали "поколения, ведущие свое происхождение от маджарцев" ; существовали: "крепость Кичи Маджар в Засулакской Кумыкии, а один из кварталов старинной резиденции шаухалов Тарковских носил название "Манчараул". Приведенные данные, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что маджары (маджарцы) сыграли заметную роль и в этносимбиозе как тюркских (кумыки, балкарцы, карачаевцы, дигорцы, ногайцы), так и некоторых горских народов Северного Кавказа (кабардинцы, вайнахи, осетины) . Мы можем предположить, что после разгрома Астраханского ханства и Ногайской Орды северокавказские маджары расселились (растворились) среди других народов этих мест - балкарцев, карачаевцев, кумыков, ногайцев, по отрядам войск Донского, Запорожского, Терского и Волжского казачеств, где сливаются с мещерскими казаками. Тюрки Северного Кавказа - наследники Золотой Орды Кумыки. По определению кавказского этнографа С. Броневского, "суть старожилые татары, поселившиеся на Кавказе в отдаленные времена и под названием кумыков и кази-кумыков составлявшие сильное колено, существовавшее до Тимур-Ленга" и (добавим уже от себя) наиболее организованная часть тюркских племен на Северо-восточном Кавказе, сыгравшая здесь в XIV- XIX вв. выдающуюся роль. К ним следует отнести остатки хазар, булгар, аур-гюенов, сала (салар), борган-маджарцев, (население "Кавказской Тюмени"), т.н. "дербентских кипчаков", прямыми потомками которых были бурчевичи (кум. "бурчебии"), окочиров (акациры), оксунгуров, кайтаков и ряд других. С ослаблением, а потом и распадом Золотой Орды, к первой половине XVI в. на крайнем западе и востоке Северного Кавказа, в Крыму и устья реки Терека, "выросли две сильные державы - Крымская Орда и Шамхальство Тарковское" . Согласно имеющимся историческим источникам, правящей элитой кумыков в рассматриваемую эпоху были шаухалы (шевкалы) Тарковские ("валии Дагестана") и их различные ответвления, имевшие чингизидское происхождение ; от чингизидов, крымских ханов происходили также ханы Мехтулинские , брагунские ханы2), кадарские беки , а также князья Бековичи-Черкасские3). Авторитет их всех, особенно "татарских шамхалов", на всем Кавказе был весьма высоким. В глазах горцев кумыкский шаухал был государем, падишахом , а в русских и грузинских дипломатических актах они величались государями, царями. А "город шевкальской начальной Тарки" , столица шаухалов, называлась "Шехр-и азим Таргу" - "Великий город Таргу" . Имеются сведения о крымско-татарском происхождении одного из кварталов с. Эндирей в XIX в. Здесь среди прочих кварталов зафиксирован Бораган-аул, жители которого считали себя выходцами из с. Брагуны, а "по словам бораганцев (кумыков. - К.А.), они вышли из Крыма. В период войн Золотой Орды с империей Тимура здесь, на Северном Кавказе, известен правитель "народа асов Буракан (Бораган), который в народной памяти рассматривается как "один из потомков брагунских золотоордынских ханов" . Родным городом его был известный в "Дербенд-наме" под названием "Татар-и Шехир" или Нижний Джулат . Буракан (Борга-хан, Бораган-хан), "властелин Татар-тупа" (Джулата), по преданиям, похоронен в мавзолее брагунских ханов Борга-каш. Здесь же похоронен и Бек-Султан Худайнатов, родоначальник той кумыкской, "борганской знати, пережившей опустошительное нашествие Тимура (1295-1396 гг.)" . Согласно же ногайской песне, часть крымцев при Мамае направилась к Тереку под начальством Бора-хана и устроенный ханом юрт был назван его именем" . Балкарцы. "Чегемцы или балкары, иногда называемые малкары, называются басианами, по имени вождя, которого звали Басиан. Они утверждают, что, согласно их преданию, их общими предками были потомки смешавшихся между собой булгадар (очевидно, булгар. - К.А.) и греков, к которым позже добавились кумыки..." . От Басиата (Басиана) - сына чингизида Джанибека - ведут свое происхождение все княжеские фамилии Балкарского ущелья - Абаевы, Айдебуловы, Шахановы и др. А по другим преданиям, прародители балкарцев Малкар и Мисака прибыли в Балкарию из некоей местности, называемой Бораган-Маджары, или из Кумыкской равнины - из Маджар . Отметим также, что бораган - это название одного из кумыкских племен, занимавших в VII в. северокавказские степи и предгорья от Кисловодска и вплоть до Дербента. В карачаевско-балкарском фольклоре сохранились намеки на некогда существовавший город Бораган, который якобы являлся столицей ханства, объединявшего в своем составе предков кумыков. карачаевцев, балкарцев и другие тюркские племена Северокавказского и Черноморского ареала . Карачаевцы. Верховные правители Карачая (уалии) Крым-Шаухаловы происхождением своим связаны с кумыкскими чингизидами - шаухалами Тарковскими . Русский кавказовед Г. Петров писал в 1879 г. про представителей этого рода: "Теперешние члены этой фамилии считают себя отраслями фамилии владетельных шамхалов Тарковских Дагестанской области..." . Горские народы Северного Кавказа и Дагестана и золотоордынское наследие. Аварцы. По некоторым данным, ханы Аварии были из рода Орус-хана . В Дагестане и поныне существуют фамилии, где семейные традиции возводят происхождение рода к некоему крымскому хану "Гирейхану ал Чаркаси", - середина XIV в. Ему здесь приписывает основание (восстановление) г. Харкас . Согласно тексту "Истории Гирейхана", он был эмиром и раисом Черкесии, Чечни, Крыма, а затем ряда владений Закавказья . Считается, что потомки Гирейхана впоследствии растворились среди лакцев . Согласно преданиям, крымско-татарское происхождение имели и некоторые аварские тухумы: "В ауле Согратль... имеется три тухума... Все они считаются выходцами из Крыма. Относительно родоначальника... Абу Гасана рассказывают, что, будучи вынужден уйти из Крыма, он прибыл в Дагестан и оставался сначала в Аркасе, оттуда был вытеснен своими же единоплеменниками. Оттуда Абу Гасан бежал в Кули (к лакцам.- К.А.) За... совершенное им убийство Абу Гасан был выслан, перебрался в Андалал (к аварцам. - К,А,) и основал аул Согратль" . В эпоху войн Золотой Орды с империей Тимура ханом андийцев был хан Елук . Кроме того, по одной из существующих в истории версий, лакцы (самоназвание - лакучи4)) в Нагорном Дагестане. "старожилые татары", которые перемещавшись с лезгинами (горцами.-К.А.) вовсе почти оставили татарский язык и употребляют лезгинское наречие" . Кроме того, известно, что род правителей лакцев, казикумухскх ханов, как показывают их родословные, является ветвью кумыкских чингизидов Тарковских . Кабардинцы. Наиболее сильная и организованная часть адыгских племен., в этногенезе и в особенности сложении господствующего класса которого решающую роль сыграл тюрко-татарский элемент. Абсолютное большинство кабардинских князей и многих дворян (узденей) были выходцами из числа господствующих классов тюркских народов, в том числе и Золотой орды (потомки Чингиз-хана). О кумыкском, тюрко-татарском (и чингизидском) происхождении кабардинских князей (Черкасских, Бековичи-Черкасских), Атажукиных, Карамурзиных, Касаевых и др.) свидетельствуют многие достоверные исторические источники, в том числе и сами родословные этих князей [Рейнеггс5), 1987, с. 143, 145; Броневский, 1823, с. 101, 114; Петров, 1886, с. 221-222; Ногмов, 1974, с. 41; Кудашев, 1991, с.31; Лапинский, 1971, с. 71, 100, 101, 16, 205; Баскаков, 2000; Лайпанов, 2000, с. 47-48; Дациев, 2004, с.186-200; Мамлюки, 2004, с. 128,190, 221, 227, 230, 232; Будаев, 2007, с. 50; Керменчиев, Големба, 2008]. Еще одним свидетельством в пользу тюрко-татарского происхождения кабардинской (и шире - адыгской) знати является преобладание тюркских антропонимов в княжеско-дворянском сословии кабардинцев (например, в документах, отражающих кабардино-русские отношения XVI-XVIII вв., их более 700 . То же самое относится и к их тюрко-татарской в своей основе топонимике, антропонимике, а также титулатуре, соционимам (социально-политическим терминам). К этому присовокупим и общность кабардинских тамг с золотоордынскими, в частности с ногайскими, крымскими и кумыкскими . Это невозможно объяснить "модой на тюркское" или случайностью. В этом надо видеть, безусловно, этнокультурную преемственность. Кроме того, следует отметить, что, судя по архивным источникам, родным языком кабардинских князей был татарский язык, который они использовали для деловой официальной переписки с Россией, так и внутрисемейном общении . Как свидетельствуют источники, кабардинские владельцы отличались от основной массы подвластного народа и расово-антропологически. Поскольку тюрко-татарская верхушка адыгов почти не смешивалась с подвластным населением, адыгами, то и долгое время сохраняла свой антротип. Польский полковник Теофил Лапинский в своей книге (в 1859 г.) резонно указывал, что они "женятся между собой; поэтому татарская раса сохранилась еще почти чистой среди них". Суммируя все вышесказанное, хотел бы заключить, что процесс ассимиляции тюрко-татарского аристократического меньшинства в среде преобладающего подвластного им населения адыгов растянулся после распада Золотой Орды на несколько столетий, завершившись окончательно лишь к XVIII-XIX вв. И процесс этот во многом напоминает процесс ассимиляции булгарских (и половецких) ханов среди славянского населения на Балканах в рамках Болгарского государства. Однако путь, пройденный тюрко-татарской знатью от первых контактов с адыгским миром до ставших уже преобладающими ассимиляционных тенденций, почти не освещен в литературе. Черкесы Западного Кавказа. Особо следует сказать о роли Крымского ханства, которое в годы своего расцвета (XIV-XVII вв.) имело большое влияние на этнос и культуру Западного Кавказа . Уже к XVIII в. в нижнем течении реки Кубани среди черкесов (адыгов) проживало немало выходцев из многочисленной крымской династии Гиреев, называемых султанами. Причины появления Гиреев среди черкесов различны. Хан-Гирей, один из отпрысков крымских ханов, в своей работе "Записки о Черкесии" писал что крымские ханы отдавали черкесам детей из числа своих родственников на воспитание (тюркский обычай аталычества) "...с целью больше привязать их к исламизму и своему владычеству" . Также известно, что крымские ханы посылали к адыгам своих наместников из членов своего рода. Потомки этих наместников впоследствии растворились среди черкесов. Гиреи, жившие среди черкесов, у русского командования получили название "горских султанов". Из их среды вышло немало известных на Кавказе и в России гражданских и военных деятелей. Полковник А.М. Буцковский писал в 1812 г., что князья бесленеевцев происходили от крымских ханов, и старший из них Бек Ханука (Каноков/Каноков/Хануков) имел султанское знамя и собирал в военное время подвластные ему народы . Главный княжеский род темиргоевцев, западных соседей бесленевцев, Довгужиевы (Догужиевы) происходил из того знаменитого княжеского рода, откуда были и "предки царицы Марии Темрюковны, второй супруги Ивана Васильевича . Кстати, род Дугужевых существует и у кумыков. Вайнахи. Значителен вклад Золотой Орды в этнос и культуру вайнахских народов. Об этом свидетельствует наличие солидного пласта тюркизмов в языке и топонимике Чечни и Ингушетии , одинаковые тамги и даже такой немаловажный факт, как становление тюркского тотемного животного - волка - тотемным животным чеченцев и ингушей и т.п. . Предания чеченцев упоминают о присылке к ним "татарским шамхалом" особых проповедников, "которые вывели у них из употребления последние остатки смешанных с язычеством христианских обрядов" и способствовали распространению и утверждению среди них исламской религии. Значителен вклад "татар" и в этнос вайнахов. Их феодальная элита (т.н. "чеченские князья" - Айдемировы, Казбулатовы, Бардыхановы, Бековичи-Черкасские и др.) как и у адыгов, имеет тюрко-татарские этнические корни . Кроме того, среди чеченцев существует более двадцати тухумов (фамилий) кумыкского происхождения (Гусейнов). Среди вайнахов (чеченцев) еще в XVIII-XIX вв. выделялись "качкалыковцы" (селения Мискит, Хошгелди, Алераул, Нойберди, Уссунгур, Истису и Шавдан) -кумыки, ассимилированные чеченцами . О них в XVIII в. Я. Рейнеггс писал: "народ, который оксунгуры называется и щитает в себе 800 дворов, они занимают под србою широкую и протстраннейшую долину до подошвы гор, но поля их до самого левого берега реки Яксая к востоку простираются, говорят они кумук-татарским языком, скотом и землею изобилуют, домы их чисты и гостеприимство составляет их главную добродетель, ибо они суть ревностные мусульманы" . Абхазы. О происхождении влиятельного абхазского княжеского рода Ачба предание гласит, что "род Ачба прежде именовался Карымшаквалом ("Карымшакуал")" и происходил от переселенца, который являлся выходцем, по одной легенде из Кабарды, а по другой, более общего характера - с Северного Кавказа (Инал-Ипа, 1971, с. 235). С высокой степенью вероятности можно считать, что этот княжеский абхазский род находился в этногенетическом родстве или с кумыкскими Крым-шаухалами, или с карачаевскими князьями Крым-Шаухаловыми, которые, в свою очередь, своими были связаны с чингизидским родом . Осетины-дигорцы. Были двуязычны еще в начале ХХ века. Они говорили на своем старом карачаево-балкарском и перенятом у осетин-иронцев осетинском . Возникновение фамилии дигорских феодалов - баделятов - связано Баделем. Дигорцы считают, что баделята ведут свою родословную от Бадели, который пришел в Дигорию из Маджара - многолюдного города, построенного в золотоордынскую эпоху и заселенного в основном кипчаками . Европейский путешественник XVI века И. Штедер писал в своем дневнике о том, что баделята являются братьями, потомками маджарского хана. Они пришли в Дигорию после разрушения Маджар . Бадель (брат родоначальника балкарцев, чингизид), вступивший в брак на девушке из фамилии Крым-шаухаловых (карачаевских валиев) и имевший от этого брака сеь сыновей, считается родоначальником дигорских феодальных фамилий: Тугановых, Кубатиевых, Каражаевых, Абисаловых, Кабановых, Чегемовых и Битуевых . Любопытные заметки о потомках Бадели сделала во время своего путешествия по Кавказу графиня П. С. Уварова: "Абисаловы - магометане и считают себя венграми или гуннами; основатель их рода Бадила имел, по преданию, три сына: Абисала, Тугана и Кубата, которые и стали праотцами известных в Дигории семей Абисаловых, Тугановых и Кубатовых, сохранивших до сих пор магометанскую религию. Предание это, переданное нам Абисаловым, отличается в подробностях от преданий, передаваемых по этому вопросу В. Ф. Миллером, производившим род Бадилы из Крыма, и М. М. Ковалевским, выводящим Бадилу из г. Маджар, развалины которого сохранились на берегах Кумы, близ станицы Прасковея Ставропольской губернии" . В работе Вахушти Багратиони "География Грузии" (сер. XVII в.) род этот упоминается под названием "Черкесидзе" в числе других высших феодальных сословий дигорцев-осетин. Они были признаны грузинскими царями владетелями с правом наследия деревень в Имеретии: Геби, Чиори, Глоли . Этот Черкесидзе считается родоначальником феодальных фамилий (от трех его сыновей) осетин-дигорцев Карабугаевых, Таймазовых, Кантемировых . Отметим здесь, что в иранских и грузинских источниках под названием "черкес", "черкес-хан" известны кумыки и их правители-шаухалы Тарковские 6). Не безосновательно будет предположить, что родоначальником грузинских Черкесидзе (следовательно и дигорских "царгасат) был кумыкский шаухалид (Чергес-шаухал), находившийся на службе у сефевидских шахов, в 1577 г. после нанесенного ему в Ширване сокрушительного поражения бежавший со своими людьми в Кахетию . Внешний облик царгасат, по словам доктора В.Б. Пфафа, совмещал признаки как грузинского, так и тюркского происхождения. Он считал,что этот "род , без всякого сомнения, образовался из сочетания двух различных этнических элементов" . В Южной Осетии ряд фамилий (Абаевы, Джантиевы, Шавлуховы, Гаглоевы, Джиджоевы, Санакоевы, Тамаевы), составляющие ветвь другого рода Агузовых, также являются тюркскими . Грузины. . Сваны. По преданиям, записанным кавказоведом М. М. Ковалевским и другими авторами, родоначальник этого старинного сванского рода Отар Дадешкелиани (ок. 1570 г.) "был из тарковских кумыков, и его потомство захватило власть в свои руки и постепенно подчинило себе все общество княжеской Сванетии по нижнему и верхнему течению р. Ингури". Центром княжеского рода Дадешкелиани были сел. Барши и Ингури. Представители этого рода правили в Западной части Сванетии в 1570-1857 годы. Таким образом, что при всей своей лаконичности приведенный материал свидетельствует о достаточно глубоком и разностороннем (позитивном) влиянии Золотой Орды на этнос и культуру Кавказа. И едва ли в его интерпретации могут возникнуть взаимоисключающие мнения. Суммируя все вышесказанное, считаю возможным констатировать следующее. В рамках Золотой Орды, включающей в себя наряду с Крымом, Приазовьем, Поволжьем и Нижней Волгой и весь Северный Кавказ от Дербента и до Азова, к рубежу XIV-XV веков сформировалась объединенная общностью происхождения (предков), языка, культуры "могущественная нация" (этносоциальная, этнополитическая общность), тюркоязычная в основной своей массе, с исламизированной знатью, со столицей в Маджарах, с правителями - чингизидами, в орбиту этнокультурного влияния которой подпали и другие (нетюркские) народы Кавказа. Примечания. 1. В этой связи этнограф Л.И.Лавров в одной из своих работ отмечал: "Кавказ в течение полутора тысяч лет испытывал на себе влияние тюрок и не случайно тюркские топонимы обильно представлены не только в степях и предгорьях, но и в горах" (1983). 2. Члены фамилии брагунских князей Таймазовы в 1860 г. в своем прошении на имя командующему войсками Терской области генерал-лейтенанту Лорис-Меликову о своем происхождении писали буквально следующее: "Предки наши происходят от крымских ханов, во время междуособия подданных, 300 лет тому назад с приверженцами пришли на Кавказ, когда здесь не было ещё русского владычества, и основали по имени старшего из них Бурахана, аул называющийся теперь у туземцев Бороган". 3. О тюрко-татарском (кумыкском) происхождении князей Малой Кабарды - Бековичей-Черкасских и их предка Инала совершенно определенно писал П.Н. Петров в "Истории родов русского дворянства" . О своем татарском происхождении прекрасно были осведомлены и сами представители этого знаменитого рода. Об этом свидетельствуют личные обращения Черкасских царю Павлу Петровичу по вопросу включения их рода в разряд "имеющих достоинство князей не в пример другим татарским фамилиям княжеским", датированные 1798 г. 4. Отметим, что племя с аналогичным названием существовало и среди огузских (тюркменских) племен Восточной Анатолии . 5. По поводу происхождения кабардинцев Рейнеггс (конец XVIII в.) писал следующее: "Судя по внешнему облику, они (кабардинцы.-К.А.) смешанного происхождения... Некоторые ведут свое происхождение от Чингиз-хана; другие считают себя потомками арабов и натаивают на том, что они много столетий назад жили Дешт-и-Кипчаке; третьи, напротив, говорят, что они происходят от кумуков...". . И далее: Сами кабардинцы, по словам Я. Рейнеггса, считали, что прежде "племя кабардинцев прежде называлось кабар; оно произошло от Чингиз-хана, проживало в Крыму и мигрировало" оттуда на Кавказ "под руководстсвом Инала Дегеню в место, где жил небольшой народ черкесов". "Кабардинцы в течении долгого времени приняли обычаи, одежду и язык черкесов; они были даже названы черкесами" "они дали им свое древнее название" Кабардинцы пользуются татарским языком и пользуются им при письме". 6. Существенным дополнением к сказанному является фраза из грузинской летописи, приводимая З.В. Анчабадзе: "Кипчак - это черкес".

Камиль Алиев

ССЫЛКА

Уважаемые подписчики и гости нашей страницы!

Предлагаем для чтения другие интересные статьи:

История

Камиль Алиев

Кумыкская аналитика

МУЗЕИ

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:
Краеведческие походы 2017 году:
Краеведческие походы в 2018 году:
Краеведческие походы в 2019 году:
Краеведческие походы в 2020 году:

Религиозная тема, репрессии и насильственное переселение

Военная тематика

Къумукъ тилде макъалалар

На турецком

Дорогие читатели, мы ценим Ваши комментарии и пожелания!

МЫ В СОЦСЕТЯХ

Официальный сайт

подпишись