Два тамплиера на одного скакуна

Печать Великих магистров Ордена бедных воинов Христа и храма Соломона (более известных как тамплиеры) изображала, с одной стороны, двух рыцарей на одном коне, а с другой - купол здания.

Логично, что на печати рыцарей ордена храма изображен купол храма, а вот почему два рыцаря оседлали одного коня?

Вот как описывает создание ордена Вильгельм, архиепископ Тирский, в своей хронике Historia Rerum in Partibus Transmannis Gestarum:

Несколько благородных рыцарей, людей истинно верующих и богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда отказаться от своих владений, и, предав себя в руки верховного владыки церкви, стать членами монашеского ордена. Среди них первыми и наиболее знаменитыми были Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер.

Эти Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер были, по легенде, настолько бедны, что у них была один конь на двоих. Поскольку от тамплиеров требовался отказ от своих владений и очень скромная жизнь, это изображение стало удачным символом бедности ордена. Есть и другие версии - например, что один из изображенных рыцарей спасает раненого второго на своем коне. А есть еще такая история, которую рассказывает хронист Саладина Бахауддин ибн Шаддад:

7 июня 1192 года войско крестоносцев выступило в атаку на Святой город (занятый тогда Саладином). Шпионы Ричарда [Львиное Сердце] сообщили о том, что из Египта приближается караван с припасами для армии Саладина... когда Ричарда узнал, что караван уже близко... тысяча всадников выступила навстречу, и каждый посадил перед собой пешего воина... На рассвете он напал на караван, застигнув его врасплох. Исламу был нанесен серьезный удар... Захвачены были три тысячи верблюдов, три тысячи лошадей, пятьсот пленников и множество военных припасов. Никогда не был Саладин так опечален или так обеспокоен.

Правда, здесь, как мы видим, фигурируют два воина на одном коне, но все-таки не два рыцаря, а один рыцарь и один пеший воин.

Гуго де Пейн стал первым Великим магистром ордена тамплиеров и руководил орденом почти двадцать лет, до самой своей смерти в Святой Земле в 1136 году.

Портрет Гуго де Пейна, 1841 г., Национальный музей дворцов Версаля и Трианона
Портрет Гуго де Пейна, 1841 г., Национальный музей дворцов Версаля и Трианона
Статуя Гуго де Пейна на площади св. Бернара в Дижоне, Франция
Статуя Гуго де Пейна на площади св. Бернара в Дижоне, Франция

Использовал ли он сам изображение двух рыцарей на одном коне для своей печати, неизвестно, но известно, что оно точно использовалось уже на первой известной нам печати Великого магистра - принадлежавшей Бертрану де Бланшфлору, 6-му Великому магистру, занимавшему эту должность в 1156-1169 годах, и продолжало использоваться вплоть до конца ордена в начале XIV века, правда, с некоторыми изменениями. Так, на печати Бланшфлора было написано SIGILLUM MILITUM ("Печать воинов"), а на печати Рено де Вишье, 19-го Великого магистра в 1250-1256 годах - SIGILLUM MILITUM XPISTI ("Печать воинов Христа"):

А с куполом на другой стороне печати, конечно, тоже есть своя история, но это уже совсем другая история.

Ваши лайки и подписки очень радуют автора. Спасибо!