Лангедокская готика и как ее опознать

22.06.2018

С тех пор, как я узнала о существовании собора Сен-Назер в Каркассоне, я была уверена, что он романский (чистая логика: в 1218 году здесь был похоронен Симон де Монфор, а раз тогда собор уже был, то он точно романский, откуда в это время готика на этом консервативном юге).

Потом я увидела, как он выглядит, и это было очень неожиданно.

На самом деле, изначально это был именно романский собор (правильное его название - собор святых Назария и Цельсия), построенный в конце XI-начале XII века на месте старого. Между 1269 и 1330 его перестроили - не для красоты, а с сугубо практическими целями, чтобы увеличить полезную площадь. Ну и элементов модной готики заодно добавили.

Еще, на самом деле, каркассонский Сен-Назер - уникальный пример настолько узнаваемой северной готики на юге Франции (да еще и построен из камня). Так-то здесь и готика была своя, южная.

И считается, что на ее формирование повлияло здание церкви якобинцев при доминиканском монастыре в Тулузе (якобинцы - средневековое название доминиканцев, по улице святого Иакова в Париже, где находился их первый монастырь), строительство которого началось в 1230 году, после формального окончания войны в Лангедоке, и шло в несколько приемов, аж до 1341 года:

Самая потрясающая черта здания, на мой взгляд - вот эта "пальма", это соорудили уже в 1275-1292:

С 1369 года и до Французской революции в этой церкви хранились мощи святого Фомы Аквинского - а когда во время революции Доминиканский орден был запрещен, а монахи изгнаны, мощи перенесли в собор святого Сатурнина, где они оставались до 1974 года, когда их вернули в отреставрированную церковь якобинцев. Увы, здание так и не вернули Церкви, но оно хотя бы уцелело, несмотря на две сотни лет использования то в качестве армейского барака, то в качестве выставочной площади, было наконец отреставрировано и сейчас здесь музей.

Стоит отметить, что это единственное в этой статье здание, которое сейчас не является действующей церковью, кстати.

Собор святых Юста и Пастора в Нарбонне строился практически одновременно с перестройкой каркассонского собора, но, в отличие от него, изначально как готический.

Еще один собор святых Назария и Цельсия, на этот раз в Безье. Безье печально знаменит как первый город, попавший под удар в ходе Альбигойского крестового похода. 22 июля 1209 года город был взят и сожжен, сгорел в том числе прежний романский собор. Строительство нового началось в середине XIII века.

А это собор св. Петра в Монпелье, строившийся с середины XIV века (и до самого XIX), самый большой собор всего региона Лангедок-Руссильон. Изначально это была скромная монастырская церковь, ставшая собором после того, как в 1536 году епископская кафедра была перенесена из Магелона в Монпелье - тогда и начались масштабные перестройки церкви, превратившие ее в нынешнее грандиозное сооружение.

Главная отличительная черта лангедокской готики та же, что у каталонской - нет такой явной устремленности вверх, здания шире и приземистее. Отличие от каталонской готики - большая декоративность, хотя все равно украшений гораздо меньше, чем у северных соборов (вот обилия статуй, например, нет). Скорее всего, для церкви якобинцев, с которой пошла лангедокская готика, это был сознательный выбор: доминиканцы - скромный нищенствующий орден, какие тут украшательства.

Еще три отличительные черты - строительство из кирпича, использование только контрфорсов, без аркбутанов, и строительство соборов с одним нефом, а не с тремя, как на севере. Есть такое объяснение: мол, после Альбигойского крестового похода следовало возвращать паству в лоно Церкви путем проповеди, и для этого один неф подходит больше, и акустика лучше, и проповедник видит всех. Есть объяснение попроще: один неф привычнее еще с романских времен, а южане известные консерваторы, не то что эти беспокойные северяне.

Вот на примере уже упоминавшейся церкви якобинцев видно, что неф действительно единое пространство, несмотря на колонны:

А самый знаменитый из соборов Лангедока - собор св. Сесилии в Альби (1282 - 1480), одно из самых больших (если не самое большое, чего уж там) кирпичных зданий в мире.

Выглядит как неприступная крепость, и это не просто так: он строился по заказу Бернара де Кастане, епископа и инквизитора, и был призван демонстрировать мощь Католической церкви. Но знаменит он не этим и даже не своими размерами, а своими интерьерами - об этом отдельно и в следующий раз. Оставайтесь с нами!