Таинственное пламя маркграфини Уты

Tra tutte le donne della storia dell'arte,
quella con cui andrei a cena è Uta di Naumburg.
Umberto Eco

Из всех женщин в истории искусства
я хотел бы отужинать с Утой Наумбургской.
Умберто Эко

Рассказ у нас пойдет о людях, увековеченных в статуях в соборе, поэтому начнем-ка с собора.

Это собор в городе Наумбурге в земле Саксония-Ангальт в бывшей ГДР.

Тут я замечу, что для меня неизменной загадкой является то, что бывшая ГДР почему-то считается априори неинтересной и "советской". А тут же и великолепный Дрезден, и барочный Лейпциг, и вольный Штральзунд, и сказочные Кведлинбург и Вернигероде, не говоря уже о Саксонской Швейцарии, красивее которой я в Германии не видела из природы, наверное, ничего.

Давайте еще раз полюбуемся на Наумбургский собор:

Несомненные готические черты - это уже более поздние доделки и добавления, а так-то Наумбургский собор считается выдающимся образцом поздней романики. Но больше всего он знаменит, вероятно, статуями Эккехарда, маркграфа Мейсена, и его жены Уты Балленштедтской.

Как они там оказались и что они там делают?

Ну, начать с того, что сам город Наумбург был основан отцом Эккехарда II и основателем рода Эккехардинеров, Эккехардом I (но это неточно, потому что с документированием в то время, на рубеже IX и X веков, было как-то так себе). Это сейчас Мейсен небольшой городок в получасе от Дрездена, знаменитый на весь мир прекрасным фарфором; тогда же Дрездена еще и в помине не было, а Мейсен и одноименное маркграфство были огого. "Марками" назывались приграничные территории Священной Римской империи, и у их правителей была важная и ответственная работа - охрана границ империи.

Эккехард II был третьим ребенком и вторым сыном своего отца, и маркграфом стал после смерти старшего брата Германа I, умершего бездетным. У Эккехарда и Уты детей тоже не было, так что на нем род Эккехардинеров и закончился (у Германа и Эккехарда было еще двое младших братьев, но у тех дети были только духовные: один стал архиепископом Зальцбурга, другой епископом Мейсена).

И тут мы подобрались к Уте.

Наверное, она самая узнаваемая женщина всего европейского Средневековья, и при этом известно о ней невероятно мало. Она родилась около 1000 года в Балленштедте, в горах Гарца - обширного региона в современной Саксонии-Ангальт, за два века до ее рождения объявленного Карлом Великим "императорским лесом". В 1026 году Ута была выдана замуж за Эккехарда II. Когда она умерла, в точности неизвестно, но совершенно точно - до 1046 года, так как известно, что после ее смерти Эккехард передал ее приданое монастырю св. Кириака в Гернроде, настоятельницей которого с 1043 года была сестра Уты - Хацеха; а сам Эккехард умер в 1046 году.

Задолго до этого, в 1029 году, в Наумбурге началось строительство собора, в числе спонсоров которого были Эккехард и Ута. Кроме них, средства на строительство дали еще 10 знатных людей: граф Конрад (племянник Эккехарда), графиня Гепа (или Адельгейда I Кведлинбургская), граф Тимо Кистричский, граф Вильгельм Камбургский и Бренский, граф Сиццо Кефернбургский, граф Дитмар, Герман I и его жена Регелинда Польская, граф Дитрих Бренский и его жена Гербург.

И все они были увековечены в виде самых знаменитых раннеготических (а то и вообще готических) статуй.

Вот, кстати, Герман I и Регелинда:

Граф Дитмар:

Надпись на щите гласит: Ditmarus comes occisus - "Дитмар, граф, который был убит". Многое объясняет в выражении лица и позе графа!

Графиня Гербург:

Наверное, уже можно заметить, что самая поразительная черта наумбургских статуй - то, насколько они живые и насколько разными они выглядят с разных ракурсов. Самая удивительная, конечно, Ута:

А как прекрасна рука! Как ткань под ней сминается в складки! До Бернини еще... пока не скажу сколько лет!

Фото с Эккехардом с разных ракурсов тоже можно изучать бесконечно:

И вот во что довольно сложно поверить - что эти такие живые статуи были изваяны примерно через двести лет после того, как все эти люди умерли. (И за четыреста лет до Бернини.)

Материал - грилленбургский песчаник, добывавшийся в Саксонии. Окрашены они были изначально, но та краска, которая видна на них сейчас, осталась от реставрационных работ XVI-XIX веков.

Имя мастера так и осталось неизвестным.

Другие материалы канала Le Temps des Cathédrales