Разговор о балете. "Каменный цветок"

22 February 2020

На сцене Большого театра балет "Каменный цветок" не идет с 1994 года. К моему большому сожалению. Я очень любила этот спектакль. Всегда танцевала с большим удовольствием. И не имело значение что: камни, подружки, русский танец на ярмарке или последнюю сцену спектакля, куда кстати я влетела с разводной репетиции.
Об этом расскажу.
Но сначала немного истории...

Катерина - Е.Максимова,  Данила - В.Васильев
Катерина - Е.Максимова, Данила - В.Васильев

"Каменного цветка" в Большом театре состоялась в 1954 году. Тогда балет, поставленный Леонидом Лавровским, назывался "Сказ о каменном цветке". Либретто для балета написала жена С.С.Прокофьева Мира Мендельсон-Прокофьева. Роль Екатерины исполняла Галина Уланова. Роль Хозяйки Медной горы - Майя Плисецкая.
Спустя три года в Кировском театре состоялась премьера балета "Каменный цветок" в редакции Ю.Н.Григоровича. Спустя еще два года этот спектакль был перенесен на сцену Большого театра.
Главные партии танцевали Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Майя Плисецкая.

Данила - В.Васильев, Хозяйка Медной горы - Н.Тимофеева
Данила - В.Васильев, Хозяйка Медной горы - Н.Тимофеева

Долгие годы, второй сценой, где шли балеты Большого театра, был Кремлевский Дворец Съездов (КДС), ныне называемый Государственным Кремлевским Дворцом (ГКД).
Спектакли там шли как правило в четверг и субботу. Редко в другие дни. Хотя могу и ошибаться. Столько времени прошло.
"Каменный цветок" был одним из спектаклей, идущих в Кремле.

Гримерки артистов располагались на первом и, кажется, четвертом этаже. Точно не помню, так как я сидела в гримерке в фойе около сцены.
Точно так же располагались и мужские гримерки.
С обеих сторон, и мужской и с женской, в фойе были удобные кресла, стоял телевизор.
Перед началом спектакля, между выходами на сцену и в антрактах артисты сидели здесь в ожидании своей музыки и наблюдали за своими коллегами. По телевизору шла трансляция спектакля.

Цыганский танец.
Цыганский танец.

Помню был случай... Начался спектакль. Прошла первая картина, начинается вторая. Сцена помолвки Екатерины и Данилы. Танец девушек. потом танец неженатиков. И вдруг мы понимаем, что нет артиста, танцующего двойку.
Как вышли из положения сейчас не помню. Кажется к концу танца он все-таки на сцене появился.
Потом в антракте он рассказал, что сидел смотрел начало балета, ждал своего выхода. Началась вторая картина: станцевали женщины, мужчины начали танцевать. И тут он замечает что не хватает одного из двойки солистов. Стал вспоминать, кто сегодня должен танцевать. И вдруг до него доходи, что этот второй он сам!

Ярмарка. Сцена из балета
Ярмарка. Сцена из балета

Я в этом балете больше всего любила танцевать в сцене, которая называлась Ярмарка. Особенно любила один момент. Надо сказать, что музыка у Прокофьева непростая. Часто встречаются музыкальные фразы с тремя, пятью, семью тактами. В этой ситуации музыку надо либо очень внимательно слушать и слышать, либо читать. Кстати, подобные фразы встречаются у Прокофьева и в других его балетах: в "Ромео и Джульетта", в "Иване Грозном". Так вот... Было в Ярмарке одно такое место: когда сначала три такта, потом семь. И такая фраза повторялась дважды...
Почему я его так любила - не знаю... Но любила именно не считать, а воспринимать на слух.

С этим спектаклем связан еще один случай после которого в моем багаже появилась еще одна "партия" в этом балете. Как-то однажды, кто-то из девочек сломался в середине балета, но к счастью у нее оставался лишь последний выход в финале. Не помню почему но влетела за нее я. Хотя эту партию я никогда до этого не танцевала и даже в запасе не была. Мне лишь успели на бегу показать порядок, а дальше... Танцевала я с подсказками: куда идти, что делать...
Кстати, после этого финал стал еще одной любимой сценой в балете.

И знаете что еще удивительно... Столько лет прошло, а я помню многие куски из этого балета. Заиграй музыка и я станцую...

Сцена из балета.
Сцена из балета.

P.S. Написала, перечитала... Получилась какая-то фигня. Но вдруг кому-то, кроме меня, тоже интересно. ))))