История фондового рынка: короли биржи на рубеже XIX-XX веков

Захария Жданова и Игнатия Мануса называли «королями биржи». Первого еще в шутку прозвали «крестным Леночки» в честь акций Ленского золотопромышленного товарищества, а про второго (после скупки им акций Подольской железной дороги) говорили, что его бюсты «помещаются на всех станциях и полустанках».

О жизни Жданова известно не так много. Его настоящее имя было Захарий Петрович Голяшкин, а фамилию пришлось сменить после того, как Московский коммерческий суд признал его несостоятельным должником. Этот факт не помешал Жданову открыть в 1907 году небольшой банкирский дом «Захарий Жданов и К°».

Через пять лет Жданов уже был знаменитым биржевиком. В его успехе основную роль сыграла удачная игра на повышение акций Ленского золотопромышленного товарищества, крупным пакетом которых Жданов владел. Цена акций благодаря игре Жданова поднялась с 1000 до 5000-6000 рублей, и на бирже эти акции стали в шутку называть «Елена Захаровна», а самого Жданова – «крестным Леночки». Накануне Первой мировой войны Совет фондового отдела Петербургской биржи исключил Жданова из своего состава, признав его деятельность на бирже дестабилизирующей и вредной. Но это не помешало Захарию Жданову оставаться «королем биржи».

Игнатий Порфирьевич Манус, по данным газеты «Санкт-Петербургский биржевой день», имел состояние в 9 млн рублей. А по некоторым данным, в 12 млн рублей. Он входил в правления многочисленных предприятий, владел контрольными пакетами двух коммерческих банков и десятка промышленных предприятий. В 1910 году он принял участие в крупномасштабной игре на повышение акций Юго-Восточных железных дорог. Никаких видимых причин для их неожиданного подъема не было, дивиденд общества за последний год не повышался. Оказалось, что Международный Коммерческий банк пожелал вытеснить конкурента и приступил к скупке акций через подставных лиц. Главным скупщиком стал Манус, которому для этой цели был открыт счет в Русско-Китайском банке. Манус начал скупать акции по 150 рублей и даже меньше, а к моменту их сдачи они уже стоили 264 рубля, что позволило ему получить не одну сотню тысяч. Участвовал Манус и в крупномасштабной скупке акций Подольской железной дороги, которую стали даже называть «дорогой Мануса». Тогда в прессе и появилась шутка о его бюстах на всех станциях.

Первые истории обогащения на бирже в Российской империи связаны со строительством железных дорог на средства частного капитала.
Первые истории обогащения на бирже в Российской империи связаны со строительством железных дорог на средства частного капитала.

Кроме спекуляций были и инвестиции. Первые истории обогащения на бирже в Российской империи связаны со строительством железных дорог на средства частного капитала. Чтобы привлечь финансирование, правительство предоставило инвесторам гарантию на получение 3-5% дохода по облигациям, выпущенным частными железнодорожными компаниями. Введение такой государственной гарантии положило начало эпохе «железнодорожной лихорадки», отличительной чертой которой стала выдача концессий на постройку и эксплуатацию дорог частным лицам, которые в свою очередь использовали преимущественно средства, получаемые от эмиссии облигационных займов.

Примером такого быстрого обогащения стал Павел Григорьевич фон Дервиз, основавший в 1866 году Общество Рязанско-Козловской железной дороги. Дорога была выстроена исключительно за счет облигационного капитала, что принесло учредителю фантастическую прибыль – 1,5 млн рублей. Фон Дервиз сумел получить концессию от правительства на постройку двух дорог на чрезвычайно льготных условиях, и даже приобрести за границей у берлинских банкиров первоначальный капитал для строительства линии Коломна – Рязань. Это был, кстати, первый пример реализации облигаций русского акционерного общества за границей, в Берлине.

История возвышения Алексея Ивановича Путилова заслуживает отдельного рассмотрения. Алексей Путилов, внучатый племянник знаменитого промышленника, происходил из небогатой дворянской семьи и сделал блестящую карьеру, вначале в министерстве финансов, затем уйдя в банковскую деятельность. В 1910 году он учредил и возглавил крупнейший коммерческий банк Российской империи — Русско-Азиатский.

Русско-Азиатский банк занимал первое место среди акционерных банков в Российской империи по объему операций.
Русско-Азиатский банк занимал первое место среди акционерных банков в Российской империи по объему операций.

Под руководством Путилова банк начал наращивать активы благодаря удачной игре на бирже, строительству железных дорог и торговым операциям в Азии. По объему портфеля ценных бумаг банк уступал лишь своему основному конкуренту – Петербургскому Международному коммерческому банку. За короткое время Русско-Азиатский банк превратился в крупнейшее кредитное учреждение, занимая первое место среди акционерных банков в Российской империи по объему операций.

Алексею Путилову удалось образовать мощную банковскую группу: три ведущих петербургских банка заключили с ним соглашения об общности интересов.
Алексею Путилову удалось образовать мощную банковскую группу: три ведущих петербургских банка заключили с ним соглашения об общности интересов.

Годовой доход Путилова достигал 400 000 рублей: огромные деньги даже по меркам петербургских банковских домов. К началу Революции 1917 года, банкир контролировал свыше 150 предприятий с общей капитализацией в 1 млрд рублей. В 1915 году Путилов был на пятом месте среди богатейших предпринимателей империи.

Биржа давала возможность заработать по-разному: можно было получать по 30% дивидендов с высококлассных ценных бумаг, можно было поверить в государственные обязательства и жить жизнью рантье. Были и случаи классического инсайда, когда люди, имевшие доступ к секретной информации, превращали ее в золото на бирже.

Увы, судьба состоятельных людей после революции была не всегда счастливой, но это уже другая история. Так или иначе, со второй половины ХIХ века в Российской империи многие владельцы сбережений размещали свободные капиталы на рынке ценных бумаг, получая значительную прибыль.

Материал подготовлен совместно с зав. кафедрой исторической информатики, руководителя Центра экономической истории МГУ им. М.В.Ломоносова, член-корреспондента Российской академии наук, профессора, доктора исторических наук Леонида Бородкина и старшего преподавателя кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидата исторических наук Анны Дмитриевой.

Читайте также:

История фондового рынка: банкротства, которые изменили рынок

История фондового рынка: крупнейший дефолт в мировой истории

История фондового рынка: торги в эпоху телеграфа

История фондового рынка: какими были торги на валютной бирже?

История фондового рынка: биржевые кризисы дореволюционной России

История фондового рынка: Российская империя как часть мировой финансовой системы

История фондового рынка: как строили железные дороги с помощью ценных бумаг

История фондового рынка: крестьянская реформа и первая ипотечная программа

История фондового рынка: как заключали сделки в Российской империи

Подписывайтесь на наш канал! Здесь аналитики, управляющие и трейдеры компании «АТОН» делятся своими инвестиционными идеями и мнением относительно важных новостей.