Почему все так любят Андрея Тарковского? Часть 1

13 August 2020

Все мы знаем гениальных зарубежных режиссеров, таких как: Спилберг, Кубрик, Тарантино, Нолан и так далее. Но это все зарубежные, а как же наши отечественные киноделы? Есть один человек, которого не просто знают, а признают, как гения кинематографа до сих пор, и имя его – Андрей Арсеньевич Тарковский. Это человек, снявший за свою режиссерскую карьеру 7 крупных фильмов, которые смогут дать фору любому современному проекту. Что же такое кино Тарковского? Это время? Тишина? Детали? Эмоции? А может это все вместе? Или нечто большее? Разберемся в этом подробнее.

Почему все так любят Андрея Тарковского? Часть 1

ЗАРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Для начала стоит сказать о том, как зародился творческий гений Тарковского. Все началось с поступления во ВГИК на режиссерское отделение. Как говорил Андрей Арсеньевич, выбор этот был скорее случайным, чем осознанным. Однако этот выбор принес ему огромную известность.

Почему все так любят Андрея Тарковского? Часть 1

Во время учебы во ВГИКЕ Тарковский вел дружбу с Кончаловским, человеком, который в дальнейшем станет не менее известным режиссером. Об их дружбе он отзывался так:

Мы с Тарковским росли под знаком отрицания многого из того, что было в кинематографе. Нам казалось, что мы знаем, как делать настоящее кино. Главная правда — в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное — камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки, скрывающей живую фактуру кожи. Костюмы должны быть неглаженые, нестираные. Мы не признавали голливудскую или, что было для нас то же, сталинскую эстетику. Ощущение было, что мир лежит у наших ног, нет преград, которые нам не под силу одолеть

Дебютным полнометражным фильмом Тарковского стала картина под названием «Иваново детство», которое снималось на основе рассказа Владимира Богомолова «Иван». И тут Тарковский начал развивать свой собственный подчерк, который бывает сложно уловить. Из-за своеобразного взгляда на кино он неоднократно подвергался критике, но никогда на нее не обижался.

Когда Андрей Арсеньевич выпустил свою самую знаменитую картину «Зеркало» многие кинокритики ругали его за то, что он просто снял фильм о себе, снял собственную биографию. Если говорить коротко, то его обвиняли в эгоцентризме. На эти обвинения Тарковский ответил, я бы сказал, с честью: «не буду спорить с этим, потому что это правда, я эгоист».

ОСОБЕННЫЙ ПОЧЕРК

Теперь стоит разъяснить в чем же смысл его творчества, что же отличает Тарковского от других режиссеров? Стиль съемки. Особенности повествования. Уникальное чувство кадра. Можно сказать, что цель любого фильма Тарковского – обратить человеческое восприятие на то, на что никто и никогда не обратил бы внимания. Открыть в кино бессознательное. Для Тарковского кадр в кино такой же, как и настоящий мир - многослойный, и чтобы преодолеть каждый слой, нужно предпринять усилие. Каждый кадр имеет несколько смыслов, над которыми человеку надо подумать.

Изучив все фильмы Тарковского можно выделить 4 принципа изображения кадра:

1. Дальний план должен быть светлее, чем ближний. Во многих кадрах, где присутствует персонаж, он смотрит куда-то в даль. И эта даль всегда светлее, чем сам персонаж и его ближнее окружение. Согласитесь, так больше не делает никто. Это позволяет почувствовать масштабы мира, окунуться в ту атмосферу и почувствовать себя на месте персонажа.

Почему все так любят Андрея Тарковского? Часть 1

2. Никаких диагональных движений в кадре. Камера у Тарковского всегда двигается по горизонтальной плоскости или совершает плавный наезд на, или от персонажа. Такие движения камеры позволяют сосредоточиться на том, что показывает режиссер. Тарковский предпочитает красивому кадру смысл в нем.

3. Контраст. Тарковский всегда отделяет предметы и персонажей друг от друга. Даже в черно-белых фильмах, все в кадре понятно. Из-за отсутствия современных видео редакторов он не мог добавить контраста на монтаже, поэтом, разделение идет посредством правильной постановки света, камеры и людей в кадре.

Почему все так любят Андрея Тарковского? Часть 1

4. Люди не принадлежат сами себе. На общих планах они часто сливаются с фоном, и становятся его частью. А определённая постановка камеры позволяет сделать кадр иконическим. Некоторые из моментов в фильмах Тарковского буквально выглядят как иконы. Причем как иконы, например, византийские или старорусские. Кадр становится плоским, и все пространство в нем тоже плоское. Такое можно наблюдать в фильме «Андрей Рублев». Но при этом мы видим каждую деталь, и понимаем, где находятся герои, что происходит, и на сколько масштабный их мир.

Продолжение разговора о Тарковском будет совсем скоро.

Автор: Георгий Натадзе