SONY APM - эра акустики с квадратными динамиками.

27 August 2019

Дизайн и качество едины -сказал бы классик революций, если бы жил в начале 80-х, в эпоху производства компанией SONY своей знаменитой серии APM ( ACCURATE PISTONIC MOTION ).

Новая реальность цифровых технологий требовала изменения привычных акустических решений, как конструктивных, так и эстетических. Как всегда случалось с SONY, все закончилось феноменальным прорывом.

Начиная с 1979 года на рынок вышла линейка акустики с непривычной формой диффузоров. Не знаю кто такая Диги Накоре, но на обложке Японского проспекта значится, что она сделала динамик Sony квадратным. На самом деле, над этой программой работала целая группа инженеров и дизайнеров в течение нескольких лет. Их девиз, так же отпечатан в заголовках торговых каталогов "отбросить все компромиссы и следовать идеалу"

Базовая номенклатура APM делилась на 2 категории: ESPRIT - высшая лига от SONY ( APM-8, APM-6, APM-4) в формате мелкосерийного производства или под заказ.

 APM-8, APM-6, APM-4
APM-8, APM-6, APM-4

и категория базовой, серийной продукции (APM-77, APM-66, APM-55, APM-33, APM-22, APM-700, APM-500, APM-090)

От базового сегмента APM были еще ответвления с квадратными динамиками для портативного аудио и съемные для музыкальных центров типа APM-158, активные типа SRS-50 и излучатели магнитол серий ZX-7, ZX-5, ZX-3.

Все модели объединяла единая конструктивная особенность драйверов. Магнитная система у топовых моделей была уникальной, такую больше никто не делал. Четыре мощных магнита с центральным направляющим цилиндром превращали заданные характеристики в реальность.

Фронтальный, квадратной формы диффузор был изготовлен из двух тончайших пластин, напоминающих фольгу. Для топовых версий применялся композитный материал, содержащий кремний и карбоновые волокна, более бюджетные версии ваялись из сплава, содержащего преимущественно алюминий. Между собой пластины крепились с применением сотовой технологии, как в авиационной отрасли. Такая технология сделала бас не только быстрым и четким, но и деликатным.

Соединялся двухслойный "пирог" посредством автоматического нанесения клея на склеиваемые поверхности непосредственно перед сборкой. К каркасу магнитной системы необычайно прочный и легкий диффузор крепился подвесом из ППУ.

Практически все акустические системы, собранные в Японии не дошли до нас с "живыми" подвесами, по всей видимости пластификатор или сам материал были не долговечными.

Возвращаясь к акустике с логотипом ESPRIT, стоит отметить, что в описании к SONY APM -8 присутствуют такие термины, как эталонный звук.

SONY APM-8
SONY APM-8

Весом в 102 килограмма и стоимостью в миллион иен за штуку продукция такого уровня не имеет право вызывать сомнения, но это тема отдельного обзора.

SONY APM - 6 по мнению Японских обозревателей, является лучшей мониторной акустикой из когда либо созданных. Она озвучивала лучшие студии Sony и Columbia. В техническом отношении следует отметить, что не смотря на схожесть драйверов с APM-8 на самом деле это новая разработка, ровно такая же как твиттер. В фильтрах применялись самые качественные комплектующие, к примеру катушки мотались из высокоочищенной меди 99,99%

И наконец SONY APM - 4 акустическая система наиболее распространенная, поскольку относится уже не к эксклюзивному, а мелкосерийному производству и стоила практически в два раза дешевле APM-6.

SONY APM - 4
SONY APM - 4

Акио Морита, основатель компании SONY был настолько горд разработкой APM-6, что в 1982 году сфотографировался с изделием в одной из безэховых комнат компании.

Немного о наградах и признании продукта: APM-8 были удостоены приза "State of the Art", а APM-6 MONITOR награждены титулом «Лучший продукт Stereo Sound». Позднее акустика получила Гран-при сообщества японских аудио критиков.

Ближе к 90-м накал страстей по утих и в торговых каталогах можно было увидеть лишь "осколки" прежней роскоши.

К миллениуму производитель вернулся к классическим, круглым динамикам в своих акустических системах, а прежние высоты отмечены в виде страницы с Sony APM-4 на портале онлайн музея достижений SONY в области дизайна. Даже немного грустно.

Я, как поклонник SONY не остался в стороне, вот мои:

Оставайтесь на связи с AUDIOEXPO