Культ ягуара у ольмеков

27 February 2019

Ольмеки - пожалуй, одна из наиболее известных цивилизаций Месоамерики доклассического периода месоамериканской хронологии, оставившая значительный и загадочный археологический след. Судя по исследованию археологических находок на юге, юго-западе Мексиканского залива, культура ольмеков возникает во втором тысячелетии до нашей эры. Небезосновательно культура ольмеков является предтечей многих других культур Месоамерики: как менее известных тольтеков, сапотеков, миштеков, так и широко известных народов доколумбового периода, таких как майя и ацтеки.


Примечателен состав и этимология слова "ольмек". Ацтекское слово Ōlmēcatl (ольмек) состоит из двух частей: ōlli (олли) в значении - каучук и mēcatl (мекатль) в значении - веревка, канат. Такое наименование вероятно указывает на место расположения или расселения определенной группы людей по территории богатой каучуковыми деревьями и один из возможных родов занятий ольмеков.

Ольмекская культура более известна по всему мира, прежде всего, благодаря таким археологическим находкам как огромные каменные головы с чертами лиц присущими скорее африканскому, нежели местному населению. Несомненно, загадка происхождения каменных голов ольмеков хотя и интригует, но заслуживает, по всей видимости, отдельного разговора.

Кроме упомянутых каменных голов, археологическими экспедициями направившимися в первой половине 20-ого века в южную Мексику была сделана масса находок, включая ритуальные алтари, разнообразные скульптуры, статуэтки, маски и прочие артефакты. Анализ найденных археологических памятников и ценностей первоначально относимый исследователями к культуре майя, позволил в дальнейшем археологам и историкам сделать выводы о принадлежности их к отдельной культуре - культуре ольмеков.

Артефакты культуры ольмеков во многом больше ставят перед исследователями вопросов, нежели чем дают определенные ответы.

Огромным каменным головам сопутствуют множество находок, свидетельствующих об особом отношении ольмеков к такому представителю семейства кошачьих как ягуар.

Это выражается в многочисленных статуэтках, масках, скульптурках, в особых чертах лица, форме носа, разрезе рта, напоминающем ягуарий охотничий оскал либо странный симбиоз человеческих черт с ягуаром либо процесс трансформации человека в ягуара.

Множество находок изображающих людей-ягуаров позволяют сделать вывод о существовании у ольмеков некоей системы представлений связанной с ягуаром. История культов животных известна по материальным находкам по всему миру как тотемизм. Кроме того, современности, среди прочего, известен весьма кровожадный культ леопарда существующий до сих пор в Западной Африке, практикующий ритуальные убийства и каннибализм. Кто знает в какой форме существовал культ ягуара у ольмеков?

Об этом можно только предполагать на основании имеющихся археологических находок и изучения закономерностей развития мировоззренческих систем и культов современных традиционных обществ.

Однако, обратимся непосредственно к предположительной "анатомии" культа. Зачем людям столь трепетное отношение именно к этому безусловно одному из самых красивых и грациозных представителей кошачьих? Здесь, наверное, будет к месту привести в пример французский художественный фильм "Ягуар" 1996 года с Ж. Рено и П. Брюэлем в главных ролях, где весьма красноречиво показано возможное практическое применение культа.

Сосуществуя в жестких условиях дикой природы с ограниченным по своим возможностям количеством орудий (нож, топоры, копья и дротики) древние люди традиционных обществ не могли не вдохновляться силой, ловкостью, охотничьими инстинктами разных крупных, как правило, хищных животных территории расселения племени. Но почему именно ягуар среди прочих животных стал у ольмеков настолько предпочтителен как объект тотема?

Если поинтересоваться фауной Мексики, то есть территорией расселения ольмеков в их период, можно придти к интересным выводам. На территории современной Мексики обитает не так много хищников сопоставимых ягуару. Местный волк мельче своих северных собратьев по континенту, медведь немногочисленный, койот и рысь, вообще, не в счет. Некоторую конкуренцию ягуару могла бы составить пума. Однако, пума горный хищник, в то время как ягуар обитает в тропических и субтропических заросших долинах, собственно там где и были расселены ольмеки. Ягуар несколько крупнее пумы и в своей среде обитания не гнушается нападениями, помимо копытных и местных грызунов, на кайманов и анаконд. Чем не достойный объект подражания?

Более того, сравнение человека и ягуара по массе дает совершенно неожиданные результаты. Оказывается, нормальный вес и размер взрослого ягуара очень хорошо сопоставим с весом и габаритами взрослого мужчины. А если вспомнить что в основе шаманских культов лежат ритуальные практики отождествления шамана с объектом тотема в стремлении в максимально в полной мере стать тотемным животным, переняв всю его силу, охотничью чуткость, ловкость и другие присущие дикому хищнику качества, то основания столь широкого поклонения ягуару становятся еще более весомыми.

По оставленным памятникам материальной культуры известно, что у большинства культур индейцев Месоамерики фактическая руководящая роль обществ принадлежала жрецам. Ольмеки, являясь в сущности культурными предками или соседями других месоамериканских культур, также имели схожую структуру управления своим обществом. То есть представления и решения шаманов имело основополагающее значение для жизни всего общества. Таким образом, можно с весомой долей вероятности предполагать почему культ ягуара в ольмекском обществе был настолько распространен, запечатлев особенности их мировоззрения во многих археологических находках.