УАЗ-450 рождение буханки

УАЗ-450А
УАЗ-450А

В пятьдесят четвертом году прошлого века, на Ульяновском автозаводе появилось собственное конструкторское бюро, незамедлительно приступившее к работе над собственным автомобилем. Хорошо отлаженное взаимодействие с Горьковским автозаводом, позволило УАЗу занять лидирующие позиции в Советском Союзе по производству автомобилей повышенной проходимости. Уже через год, в армию поступили пять новых фургонов с кабиной над двигателем, что позволило увеличить объем кузова, за счет выноса водительского и пассажирского места. Изначально автомобиль носил прозвище - "сорока", за свою пеструю окраску, а потом сами заводчане окрестили его "буханкой". Базой для этой новаторской модели послужил вездеход ГАЗ-69, что в результате дало неповторимое сочетание грузоподъемности и проходимости для буханки. Первые представители нового семейства автомобилей стали санитарными фургонами с индексом УАЗ-450А. Наряду с санитарками, создается малотоннажный грузовик УАЗ-450Д с грузоподъемностью до 800 кг., фургон УАЗ-450, рассчитанный на перевозку 750кг. груза, а также микроавтобус на 11 мест УАЗ-450В

УАЗ-450Д
УАЗ-450Д

Все новинки оснащались бензиновым четырех цилиндровым двигателем ГАЗ-М21Г мощностью 62 л.с. от автомобиля "Победа", но с расточенным диаметром цилиндров с 82 до 88 мм. Трехступенчатая коробка передач тоже досталась УАЗам от легендарной "Победы", а шасси соответственно от ГАЗ-69. Испытания новинок проходили в самых экстремальных условиях. Пустыня Средней Азии, высокогорные перевалы Памира, степи Казахстана, и полюс холода Оймякон в Якутии показали, что "буханка" способна работать в самых тяжелых условиях. В массовое производство УАЗик поступил осенью пятьдесят восьмого года. На то время, его внешний вид не уступал современным западным аналогам. Базовый дизайн оказался удачным для автомобиля, но очень не надежным с точки зрения безопасности. Водители постоянно шутили, что в буханке всего полтора сантиметра жизни, имея в виду расстояние впереди себя с кабины на улицу. А как специализированный автомобиль скорой помощи для сельской местности и армии он подходил идеально, выполняя возложенную задачу на ура. В салоне хватало места для носилок, санитара и необходимого оборудования. Я в армии почти год служил на таблетке, правда это была уже модифицированная модель УАЗ-452 с четырехступенчатой коробкой передач и верхнеклапанным двигателем. Удобства конечно довольно скромные, но функционал заложен хороший. Приходилось перевозить больных, пострадавших, рожениц с военного городка в роддом. На ходу конечно жестковата, ведь подвеска на рессорах, но жалоб не поступало, ведь на эту машину и водителя вся надежда. А на учениях в полевых условиях моей таблетке по проходимости могли позавидовать ГАЗ-66 и ЗИЛ-131.

УАЗ-452 (армейская таблетка)
УАЗ-452 (армейская таблетка)

Но вернемся к нашим УАЗ-450. Автомобили выпускались с полным приводом 4х4, но на их базе планировался выпуск моделей с колесной формулой 4х2. Эти модели получили индекс УАЗ-451 – фургон, УАЗ-451А – медицинский автобус, УАЗ-451Д – бортовая платформа (в народе головастик). Их выпуск начался только спустя два года, в 1960 году. Это время было затрачено на отладку производства кованных чугунных балок переднего не ведущего моста. Полная масса 450 и 451 серии была больше, чем у ГАЗ-69, поэтому их сразу стали оснащать шинами с размером 8,40-15* дюймов, рассчитанными на гораздо бо́льшую нагрузку. Максимальная скорость 90 км/час и расход топлива 14 л. на 100 км. с возможностью отключения переднего моста. Впоследствии 451 серия потерпела модернизацию. С 1965 года на автомобили стали устанавливать верхнеклапанный четырех цилиндровый двигатель на 70 л.с., четырех ступенчатую коробку передач с рычагом переключения на рулевой колонке, на кабине изменили облицовку радиатора, и дали индекс УАЗ-451М и УАЗ-451ДМ. В итоге, буханки лишь с не большими изменениями до сих пор выполняют свою работу в разных отраслях и сферах бизнеса. А будет ли что-то новое? Посмотрим.

Подписывайтесь на канал "Автобаза СССР" ставьте лайки, делитесь информацией с другими любителями советской техники! С уважением, завгар автобазы.