Перспективы «Lada Cross»

Главным «разочарованием» для тех, кто ждал универсал Lada Vesta SW Cross, стало отсутствие версии с полным приводом... Но «по крайней мере, пока», – загадочно добавили представители завода. Неужели со временем все-таки появится модификация с 4WD?

На самом деле концерн Renault-Nissan имеет в своем арсенале необходимые компоненты. Но только вот «просто взять и поставить на Весту полноприводную трансмиссию», которой оснащен, например, «Дастер», будет достаточно дорого – по примерным прикидкам, в таком случае полноприводный универсал стоил бы как минимум на 120 тыс. рублей дороже «обычного», т.е. за него просили бы под 1 млн. рублей (следовательно, он стал бы конкурировать с тем самым «Дастером»).

Спросите, откуда эти цифры? Всё просто: необходим внушительный набор агрегатов – начиная от автоматической муфты и заканчивая задним редуктором. К тому же инженерам придется доработать конструкцию автомобиля (по меньшей мере, переделать нижнюю часть кузова и внедрить заднюю независимую подвеску)...

Тем не менее, «вазовцы» не исключают, что в будущем для семейства «Веста» (и не только для него, а так же касательно: Lada Kalina Cross, Lada Largus Cross, Lada XRay и ожидаемого Lada XCode) будет доступен вариант исполнения с полным приводом.

«Семейство Lada Vesta все время развивается. Выпущена метановая версия, подготовлен универсал… Мы работаем над альтернативой роботизированной коробки передач и рассматриваем возможность внедрения системы полного привода», – уточнил глава пресс-службы АвтоВАЗа Сергей Ильинский.

В общем, надежда еще есть и терять её не стоит – т.к., кроме вышеназванного, существуют и другие реальные варианты оснастить «Cross-паркетники Lada» полноприводной трансмиссией (причем «быстро и недорого», так как все они не требуют «механической связи» между силовым агрегатом и колесами). Кстати – одну из таких концепций всерьез рассматривают вазовские конструкторы, а второй интересовались специалисты компании «Супер-Авто».

Способ №1 – Гидрообъёмный привод

В ассортименте французской компании Poclain Hydraulics, которая прославилась своей строительной техникой, есть система AddiDrive. Она состоит из компактного гидронасоса, надеваемого на «родную» коробку передач, и 30-киловаттного гидромотора (он идет вместе с дифференциалом и полуосями). С таким гидроприводом во время пробуксовки задние колеса будут подключаться в автоматическом режиме, но только если скорость не выше 40 км/ч.

Рабочая жидкость под напором, создаваемым насосом, вращает гидромотор, в результате чего возникает высокий крутящий момент при низкой скорости. При этом гидрообъемный полный привод обходится в два раза дешевле, чем традиционный механический. К тому же не нужно вносить изменения в подвеску и кузов. С другой стороны, гидравлика нуждается в высоком качестве изготовления и монтажа, а также в квалифицированном обслуживании.

Кстати, в прошлом году сообщалось, что АвтоВАЗ начал ходовые испытания полноприводных версий Renault Logan и Sandero, укомплектованных системой AddiDrive. Впрочем до конвейера такие «внедорожники» не доберутся: на заводе посчитали, что риски чересчур большие (т.к. российские потребители относятся к гидравлике настороженно)... Очень жаль. Наверняка нашлись бы те, кто захотел испытать на себе это «нестандартное решение» стоимостью всего 50-70 тыс. рублей.

Способ №2 – Электрический привод

Ценители «настоящего японского качества» знают, что в Японии нередко можно встретить автомобили с шильдиком «e-4WD» на корме. По сути, они являются переднеприводными, но при этом задние колеса приводятся в движение небольшим электрическим двигателем. Такой «помощник» имеет маленькую мощность, поскольку питается от дополнительного генератора. В связи с этим польза от него невелика. Правда, трогаться на скользком подъеме с такой системой, конечно же, легче.

Что касается самой концепции «e-4WD», то она далеко не новая – взять, к примеру, такие модели, как Mazda Demio и Nissan Cube 2002 года. Тем не менее, это решение использовали, в основном, только японцы.

Идея заинтересовала российского конструктора Антона Губу, возглавляющего «Супер-Авто»: тольяттинская компания планировала разработать комплект, при помощи которого можно было бы превратить любую переднеприводную «Ладу» в полноприводную!
Как вариант – взять систему, выпущенную японской Hitachi, и постепенно отказываться от импортных компонентов в пользу отечественных... Но, к сожалению, в 2015 году у «Супер-Авто» начались проблемы, а уже в 2016-м фирма официально обанкротилась. Разумеется, руководство выбросило из головы все мысли об экзотических трансмиссиях… На сегодняшний день нет никакой информации о «российском e-4WD».

Способ №3 – Гибридная система

Вот, что сделали французы из Peugeot. Они решили обойтись без раздаточных коробок и хитроумных муфт – взяли обычный силовой агрегат (турбодизель с роботом), приводящий в движение передние колеса, а сзади поставили модуль, в состав которого вошел мощный электромотор, тяговая батарея и управляющая электроника. На этом все!

Дизель-электрический полный привод, конечно же, уступает постоянному, но такой автомобиль может ездить на одной лишь электротяге.

Мало кто знает, но АвтоВАЗ уже рассматривал «гибридную тему». Впрочем, те эксперименты не имели никакого отношения к полному приводу: в 2012-2014 годах на заводе было собрано несколько «Грант», у которых «вместо шестерен пятой передачи» стоял компактный электродвигатель мощностью 11 кВт – он вращал первичный вал РКПП. Стоит отметить, что данный проект обошелся предприятию почти в 1 млрд. рублей (половину средств выделили из бюджета).

В Тольятти задумывались над тем, чтобы воспользоваться этими наработками при создании системы полного привода (с отдельным электрическим мотором, который бы отвечал за заднюю ось). Плюс ко всему, в прошлом году, Харальд Грюбель (занимающий пост исполнительного вице-президента по инжинирингу) подтвердил, что предприятие действительно готово оборудовать бензоэлектрическим силовым агрегатом полноприводные автомобили Lada! Однако пока «это только мечты», а наибольшие шансы на внедрение имеет обычная трансмиссия от «Дастера».

К слову, у «вазовцев» есть свой собственный полный привод для легковых машин – он был разработан для «Проекта С» (на котором базируется Lada Vesta). Несмотря на это, на заводе (по не совсем понятным причинам) забыли об этой разработке.