Дизель ЯМЗ 238, ЯМЗ 236 – сделано в СССР, но актуально и сегодня!

26 November 2019

Разве удивит кого-то дизельный грузовик в наши дни? Конечно же нет – удивит, скорее, бензиновая машина. А в 50-е годы ушедшего столетия в СССР было все как раз наоборот. Поэтому Ярославский моторный завод и вынужден был разработать что-то такое, что можно было бы поставить на грузовое авто.

ЯМЗ-236
ЯМЗ-236
ЯМЗ-236
ЯМЗ-236
ЯМЗ-238 400 л.с.
ЯМЗ-236
ЯМЗ-238 400 л.с.
ЯМЗ-236

Тогда государство велело организации создать экономичный четырехтактный дизель, который мог бы стать на долгие годы безальтернативной заменой устаревшим двухтактным агрегатам ЯАЗ 204 и ЯАЗ 206. Реально эти ямзы уже совсем старыми были на тот момент. В и тоге новый агрегат ЯМЗ-238 вместе со своими побратимами пошел в будущем на целый ряд машин, среди которых МАЗ-500, К-700, КрАЗ-255, армейские БТР и ряд иной автотехники.

Мало того, ЯМЗ поставлял свои моторы для электростанций и водного транспорта. А все почему? Дело в том, что на те годы это был очень даже современный ДВС, да и сегодня плохого слова я о нем не слышал. Есть у нас в поселке КамАЗ, на котором стоит турбированный 238-й мотор, и владелец много лет на нем ездит, занимается частными грузоперевозками. Машина не стоит в гараже по полгода, заказы периодически появляются. Так что двигатель ЯМЗ даже по меркам нынешнего времени является достойной заменой тому же Cummins.

Сразу объясню, что ЯМЗ-236 представляет собой это 6-цилиндровый двигатель, а ЯМЗ-238, соответственно, 8-цилиндровый. Есть и ЯМЗ 240 с двенадцатью цилиндрами, унифицированный со своим старшими братьями, но он больше шел для БелАЗов, некоторых модификаций К-700, снегоболотоходов ШСГ-401 и даже использовался в железнодорожной сфере. Стоит отметить, что базовые версии данных моторов не оснащались турбонаддувом. ЯМЗ 238 с турбиной пришел позднее. А как устроен двигатель ЯМЗ 238, многие могут и не знать, поэтому вкратце расскажем. Начнем с того, что это V-образные агрегаты.

Система питания здесь – механический ТНВД – он может быть с 6-ю и 8-ю плунжерами, расположенными в ряд. Конструкторы отвели ему место между цилиндровыми рядами. Привод реализован посредством центробежной муфты, опережение впрыска горючего регулируется автоматически. На каждый из цилиндров идет одна насосная секция. Впрыск тут непосредственный, находится в развале блока цилиндров. Там же располагаются и впускные трубопроводы.

На каждый цилиндр по два клапана, это правило верно как для ЯМЗ 238, так и для ЯМЗ 236. Это верхнеклапанная и нижневальная компоновка, клапана оснащены механизмом OHV. Находятся они в голове, а привод реализован через штанги с клапанами (как у двигателя 162FMJ на моем мотоцикле).

Распредвал тут снизу, под коленвалом, он приводится в движение через пару шестерней – они у ЯМЗ-238 помещены в передний конец мотора и закрыты крышкой. Вал распределительный изготовлен из стали методом штамповки. Коленвал также стальной и штампованный (конкретно здесь штамповка горячая). Штанги обладают роликовыми толкателями.

Расположение шатунных шеек коленвала разное:
1. У ЯМЗ 238 они пребывают под прямым углом (90 град.).
2. У ЯМЗ 236 угол равен уже 120 градусам.

К сожалению, механическая топливная аппаратура не позволяет поднять сделать выхлоп чище Евро-3, но для этого есть другие варианты продукции из г. Ярославля.

Шатуны тут смещенные, а охлаждение, конечно же, жидкостное. Также этот силовой агрегат хвалят за чугунные гильзы цилиндров – они очень прочные. Все клапана имеют две пружины. Тарелку пружины с клапаном соединяет особый замок, обеспечивающий вращение в ходе работы силовой установки. Каждому клапану «предоставлены» свои кулачки, сам распредвал в моторе стальной. Передачу движения от этих кулачков как раз осуществляют штанги с толкателями – они тут роликовые.

Модификации ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 и машины, на которых они стояли. Данные взяты с Википедии.
Модификации ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 и машины, на которых они стояли. Данные взяты с Википедии.
Модификации ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 и машины, на которых они стояли. Данные взяты с Википедии.
Модификации ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 и машины, на которых они стояли. Данные взяты с Википедии.

Чуть не забыл сказать о расположении кривошипов – 10й с 4-м находятся под 180-градусным углом в плоскости, которая перпендикулярна к плоскости кривошипов No2 и No3, а они смещены друг относительно друга на 180 градусов. Поршни в моторах из алюминиевого сплава с высоким содержанием кремния. Ход их составляет 140 мм. Напомню, что блок цилиндров сделан чугунным. Объем агрегатов ЯМЗ 236 и ЯМЗ 238 составляет 11 150 и 14 866 куб. см соответственно.

Плюсы данного мотора даже сегодня выглядят достойно:
1. Высокая надежность.
2. Отличная ремонтопригодность.
3. Очень длительный ресурс.

Конкурентом мог быть стать двигатель КамАЗ-740, но его надежность, увы ниже. Напомним, что в 1993 г. на КамАЗе был крупный пожар, сильно повредивший мощности моторного завода. В то время грузовики комплектовались моторам ЯМЗ-236 или ЯМЗ 238 различных модификаций. Кстати, их было чуть ли не по два десятка. До 2013 года завод оснащал новую технику этими двигателями, а купить запчасти ЯМЗ 236 и 238 можно до сих пор.

Некоторые яркие "носители" двигателей ЯМЗ.
Некоторые яркие "носители" двигателей ЯМЗ.
Некоторые яркие "носители" двигателей ЯМЗ.
Некоторые яркие "носители" двигателей ЯМЗ.
Некоторые яркие "носители" двигателей ЯМЗ.
Некоторые яркие "носители" двигателей ЯМЗ.

Если вы хоть что-то новое узнали о моторах ЯМЗ, просим вас поставить лайк, ведь автор, как-никак, трудился, а вам же нетрудно. Подписывайтесь на канал и дополняйте нашу информацию в комментариях. Спасибо за внимание.

Википедии отдельный привет!

Ещё материалы для прочтения:

Игрушечная дорога для машинок
Тормозной кожух в автомобиле - о нём
ПДД отдыхают - ул. Ленина в деревне главная?!
Чем езда на машине похожа на бизнес?
Что делать, если машина тонет?