Минвены АЗЛК. Чего мы не увидели?

Москвич-2139 (Арбат) — опытный семиместный автомобиль с кузовом минивэн. Привод автомобиля — передний. Начало разработки — 1987 год, а в металле единственный опытный образец был воплощён в 1991 году. Внутренние агрегаты были полностью позаимствованы у модели Москвич-2141. Серийно не производился. Изготовлен 1 экземпляр. Сейчас 2139 стоит в Музее ретро автомобилей.

С подачи конструкторов АЗЛК решено было расширить производственную программу универсалами повышенной вместимости (минивэнами) и микроавтобусами. Они же должны были стать первыми в стране грузопассажирскими и грузовыми автомобилями с передним приводом. Министерство утвердило техническое задание, согласно которому новые разработки получили отраслевые индексы. Таким образом, минивэн «Москвич-2139» и микроавтобус «АЗЛК-3733» были официально включены в перспективные планы развития завода.

Все началось с универсала повышенной проходимости модели с индексом 2131. Конструктор из Ухты, сделал модель экспериментальную модель масштабом 1:4. Это была остекленная модель с работающими световыми сигналами.

Этот макет несколько лет советские инженеры экспонировали по автомобильным выставкам. Идея была новой, а вот внешний вид не вызывал особых эмоций, он не был так же футуристичен, как сама идея.

Следующей попыткой стало создание кузова с нуля стало проектирование модели «Круиз».

Дизайн «Круиза» вполне соответствовал моде 80-х. Посадочный макет строили отдельно. Автомобиль получил три ряда сидений, которые легко снимались и переставлялись. Передние кресла, в том числе водительское, можно было развернуть задом наперед, а средний ряд сложить в походные столики. Предусматривалисьи необычные решения вроде изменяемой длины подушек сидений.

Почти как на Volkswagen California, только это 80-е годы...
Почти как на Volkswagen California, только это 80-е годы...

В середине 80-х годов на АЗЛК произошли большие кадровые перестановки. На какое-то время работа по этому автомобилю была остановлена, но в 1987 году к работе над мини-вэном приступили вплотную, возродив его под именем «Арбат».

Конструкция кузова минивэна была каркасно-панельной. В основе стальной остов, несущий пространственный каркас. Все наружные панели пластиковые. Для минивэна КБ двигателей предоставило одну из карбюраторных модификаций мотора перспективного семейства АЗЛК-21414. В 80-е годы шла активная работа над этими двигателями, строились и испытывались рабочие образцы. Коробку передач, приводы ведущих колес, рулевое управление и стойки передней подвески взяли серийного «Москвич-2141». При объеме 1,8 литра он развивал мощность 95 л.с.

Для существенного увеличения грузоподъемности пришлось проектировать оригинальную заднюю подвеску. Внутренние агрегаты были полностью позаимствованы у модели "Москвич-2141". Автомобиль получил салон-трансформер с поворачивающимися передними сиденьями с регулируемой длиной подушек, многофункциональный руль, электронную комбинацию приборов.

Альтернативный проект минивэна руководство завода решило создавать при участии итальянской дизайнерской фирмы Garnero, которой АЗЛК выдал четко сформулированные технические условия. Группа конструкторов завода во главе с Константином Громадзким отправилась в Италию строить посадочный макет интерьера.

Мультируль. Много наших соотечественников могли похвастать  таким? АЗЛК в те годы можно было сравнить с Ситроеном по неординарности  салонов.
Мультируль. Много наших соотечественников могли похвастать таким? АЗЛК в те годы можно было сравнить с Ситроеном по неординарности салонов.

Однако, дальше концепта модель не пошла. АЗЛК «Арбат» получил одну золотую и восемь серебряных медалей ВДНХ СССР.

Москвич 3733

Восьмиместный переднеприводный микроавтобус, предполагавшийся к производству на агрегатах «Москвич-2141» с использованием перспективных бензиновых и дизельных двигателей 414-го семейства.
Первый опытный экземпляр был создан в 1990 году в рамках утвержденных моделей 41-го семейства. Изначально планировалось два типа кузова: восьмиместный микроавтобус и фургон грузоподъемностью в одну тонну. Этой работой заинтересовался чешский Братиславский автомобильный завод (БАЗ). Чехи помогли москвичам в разработке и создали на базе микроавтобуса грузовой фургон. Вариант БАЗ назывался BAZ TYP MNA 1000 (цифра указывает на грузоподъемность фургона), в основу проекта был положен фургон «Москвич-3733»

За кузова должны были отвечать в Братиславе, а шасси и двигатели проиpводится в Москве. Автомобиль базировался на узлах "Москвич-2141". Предполагали ставить бензиновые двигатели М-414 и дизели 413 (65 л.с./47,8 кВт), в том числе с турбонаддувом (82-85 л.с/60,3-62,5 кВт). Динамические качества не впечатляют (разгон до 100 км/ч – 23,5 секунды, максимальная скорость - 155 км/ч), расход топлива при езде со скоростью 90 км/ч составлял всего 6,8 л.
В 1989-1991 гг. АЗЛК совместно с Братиславским автомобильным заводом сделали три опытных образца.
Предполагалось, что сборка микроавтобусов и фургонов будет организована как в Братиславе, так и на Красноармейском заводе по производству автомобилей и сельскохозяйственных машин «Красноармейскавтосельмаш» в Саратовской области, включенном в состав ПО «Москвич» в конце 80-х годов.
Всего построено три экземпляра, один из которых долгое время находился в экспозиции заводского музея, а впоследствии был передан Музею ретроавтомобилей на Рогожском валу (г.Москва). Фургон BAZ TYP MNA 1000 находится в экспозиции Музея транспорта в городе Братислава (Словакия). Предположительно от третьего экземпляра остался только кузов, который был выкинут на заводскую свалку и в последствии сдан на металлолом.

Москвич «Ресса»

Автомобиль спроектированный итальянской фирмой Garnero для завода АЗЛК. Машина в серию не пошла, был разработан один-единственный пластиковый макет, который пришлось потом вернуть авторам в Италию. Год изготовления неизвестен. «Ресса» должен был стать следующим поколением «Арбата», и задумывался, как еще один перспективный минивен.

Технически эти модели сильно опережали уровень развития отечественного автомобилестроения и могли бы конкурировать с множеством зарубежных марок.