На чем ездят китайцы

Многие из тех, кто ни разу не был в Китае считают, что в стране все поголовно передвигаются на китайских автомобилях. Такое представление в корне неверно. Транспортный парк чрезвычайно разнообразен.

Но начнем не с транспортных средств, а с дорог. Мало-мальски значимые дороги в Китае не хуже, а может быть и лучше европейских. Развитая сеть магистралей - одно из средств борьбы с пробками. В Пекине сейчас насчитывается шесть транспортных колец наподобие Московской кольцевой и Третьего транспортного кольца. План развития города предусматривает строительство еще трех. Кстати, по Шестой кольцевой дороге Пекина мы объезжали пробки по пути в аэропорт. Дело было 29 апреля - первый день майских выходных, и все китайцы устремились к своим родственникам.

Дорога идеальная, но и здесь утром и вечером возникают пробки
Дорога идеальная, но и здесь утром и вечером возникают пробки

Как и в большинстве азиатских стран, основное средство передвижения местных жителей - велосипед. Отличие Китая заключается в том, что частных велосипедов почти нет. Аренда очень проста, с помощью мобильного приложения WeChat можно взять велик в любой части города.

Велосипеды стоят повсюду
Велосипеды стоят повсюду

Второй вид транспорта - мопеды. На них, как и на велосипедах, можно доехать до очень удобного Пекинского метро. Движение на дорогах довольно хаотичное, большой вклад в это вносят велосипедисты и люди на мопедах, которые легко могут передвигаться по магистрали во встречном направлении.

Стоянка мопедов у одной из станций Пекинской подземки
Стоянка мопедов у одной из станций Пекинской подземки

Многие мопеды снабжены варежками и одеялами, которые призваны защитить водителя от ветра. Для нас это выглядит удивительно, на улице +30С, а эти люди мерзнут. На фото ниже подобные приспособления будут фигурировать неоднократно.

Скромные варежки
Скромные варежки

Правила дорожного движения в Китае жесткие. Например, за проезд на красный свет положен штраф в 2 тыс рублей и 3 штрафных балла. Набрал 12 баллов за год - ходи пешком.

Более фундаментальная защита от ветра
Более фундаментальная защита от ветра

В Пекине действуют дополнительные строгости. Т.к. людей в городе живет много, покупку машин не поощряют. Сразу после покупки придется заплатить налог в 10% от стоимости автомобиля. Но это не самое страшное. Перед покупкой нужно получить номера. Их разыгрывают в лотерею, но выиграть не очень реально, поэтому приходится покупать, причем в некоторых случаях номера могут стоить дороже, чем сам автомобиль.

Поэтому многие предпочитают велик или мопед. А на электромопед, которые получили в Пекине в последние годы широкое распространение, даже дают субсидию. С ее учетом покупка обойдется примерно в 25 тыс руб.

Электромопед
Электромопед

Любопытно наблюдать, как утром и вечером родители, а в некоторых случаях бабушки и дедушки, отвозят детей в школу и забирают домой.

Большинство детей сидит именно так, задом наперед
Большинство детей сидит именно так, задом наперед

На улицах также можно увидеть множество трехколесных самодвижущихся повозок на любой вкус. Здесь и транспорт для пассажирских перевозок и "грузовички".

Пассажирский вариант
Пассажирский вариант

Так перевозят грузы, хотя частенько в "кузове" можно увидеть и людей
Так перевозят грузы, хотя частенько в "кузове" можно увидеть и людей

Мотоколяска с кабиной
Мотоколяска с кабиной

Такси в Китае всех возможных расцветок. Преимущественно, в парке японские и корейские автомобили. Проезд стоит недорого, расценки примерно как в Москве на Яндекс.Такси. Оплата только наличными.

Еще такси бывают малиновые, красные, зеленые, желтые...
Еще такси бывают малиновые, красные, зеленые, желтые...

Удивляет то, что на улицах очень мало старых машин. Объяснение довольно простое. Во-первых, автомобильный бум начался в стране сравнительно недавно, во-вторых, старые автомобили облагаются дополнительным высоким налогом, который делает их использование невыгодным.

Пример старого автомобиля
Пример старого автомобиля

Часто на автомобиле можно заметить красные ленточки в самых неожиданных местах. Это на счастье. Такие же ленточки можно увидеть на деревьях при посещении местных достопримечательностей.

Намокнув, такая ленточка здорово шлепает по кузову и стеклу
Намокнув, такая ленточка здорово шлепает по кузову и стеклу

Если вы приглядитесь то увидите, что ленточки на автомобиле привязаны не только на зеркале, но и на дисках.

Beijing специализируется на создании копий известных кроссоверов и внедорожников, в линейке есть даже "УАЗик"
Beijing специализируется на создании копий известных кроссоверов и внедорожников, в линейке есть даже "УАЗик"

Но не подумайте, что китайские автомобили доминируют на улицах Пекина. Если их где-то и больше половины, то только в провинции.

Красавец Wey VV7 - автомобиль нового местного бренда, который пользуется популярностью
Красавец Wey VV7 - автомобиль нового местного бренда, который пользуется популярностью

Большую часть парка составляют европейские, японские и американские автомобили. Китайские водители совсем не патриоты. Как только у китайца появляется возможность пересесть на иномарку, он делает это. Правда, понятие иномарка весьма условно. Речь идет об автомобилях зарубежных марок, произведенных на китайских заводах китайскими рабочими.

Tesla и гибридные автомобили для Китая не редкость. На их покупку дают субсидии.
Tesla и гибридные автомобили для Китая не редкость. На их покупку дают субсидии.

Власти Китая всячески пропагандируют электротранспорт. Но отношение к электромобилям большей части китайского общества примерно такое же, как в России.

Эта заправка для электромобилей занята бензиновым транспортом
Эта заправка для электромобилей занята бензиновым транспортом

Может показаться странным, но очень хорошо себя в Китае чувствует Buick. Пожалуй, ему здесь лучше, чем в Америке.

На этом Buick GL8 я ездил в качестве пассажира и должен сказать, что он очень хорошо подходит для китайских дорог и стиля вождения
На этом Buick GL8 я ездил в качестве пассажира и должен сказать, что он очень хорошо подходит для китайских дорог и стиля вождения

В Китае много платных дорог. Цены примерно такие же, как в России. Например, за проезд по платному участку в 40 км в окрестностях Пекина мы заплатили 200 руб.

Число пунктов оплаты на китайских платных дорогах раза в два превышает их число на российских дорогах с тем же числом полос
Число пунктов оплаты на китайских платных дорогах раза в два превышает их число на российских дорогах с тем же числом полос

Китайские водители любят выделиться из толпы. Делают они это по-разному.

Кто-то лепит к машине рожки
Кто-то лепит к машине рожки

Подавляющее большинство водителей в Китае мужчины, но женщины за рулем тоже встречаются.

Сомневаюсь, что это штатный цвет. Скорее, автомобиль покрашен в цвет волос сидящих на его крыше троллей. За рулем "девочка"
Сомневаюсь, что это штатный цвет. Скорее, автомобиль покрашен в цвет волос сидящих на его крыше троллей. За рулем "девочка"

Водителя этого автомобиля я не видел,  но по цвету можно предположить, что это представительница прекрасного пола
Водителя этого автомобиля я не видел, но по цвету можно предположить, что это представительница прекрасного пола

Рассказывая об автопарке Китая, нельзя не упомянуть полицейские машины. Местная полиция передвигается на всем, что движется - от гироскутеров в аэропорту до громадных автобусов. Техника как местного производства, так и иномарки.

Обратите внимание на камеры на крыше, большой брат не дремлет
Обратите внимание на камеры на крыше, большой брат не дремлет

Китайские полицейские любят мигалки до такой степени, что укрепляют их не только на автомобили, но и на свою форму. Ночью это зрелище потрясающее.

Обратите внимание на мигалки и камеры
Обратите внимание на мигалки и камеры

Я не буду показывать вам фото Mercedes, BMW, Jaguar и т.п. с пекинских улиц. Поверьте, их там достаточно. Может быть, чуть меньше, чем в Москве. Хочу обратить внимание еще на одну особенность. В Китае очень любят удлиненные версии хорошо известных нам автомобилей.

Volkswagen Tiguan L
Volkswagen Tiguan L

Спрашивается, ну Toyota Yaris то зачем L?
Спрашивается, ну Toyota Yaris то зачем L?

Битых машин на улицах Пекина практически не встретишь. Но аварии случаются. Особенно, когда обстановка резко меняется. Бедолаги на фото ниже ехали к родственникам на майские праздники, но не доехали. Дороги в первый праздничный день очень загружены, кроме того, постоянно чередуются режимы - пробка/свободная дорога.

Кстати, Haval  популярен в Китае, автомобилей этого бренда  на улицах много
Кстати, Haval популярен в Китае, автомобилей этого бренда на улицах много

У меня в канале будет еще много постов о Китае, например, о том, какие номера у них считаются красивыми и сколько за них готовы выложить обеспеченные китайцы.

Через две недели я еду на динамическую премьеру Volkswagen Touareg. И, конечно, тест-драйвы в Москве продолжаются. Подписывайтесь на мой канал "Автопортрет", будет интересно!

Автор постов - журналист Александр Андреев, ведущий проекта "Народный тест-драйв" на радио "Вести FM", член жюри Национальной премии ТОП-5 АВТО, автор канала @autoportret в Телеграм.