АВТОСОЮЗ
839 subscribers

Автозавод Chery в России: миф или реальность?

343 full reads
603 story viewsUnique page visitors
343 read the story to the endThat's 57% of the total page views
4 minutes — average reading time

Мало кто знает, и мало кто помнит, но китайский автопром зашел на российский рынок через Новосибирск. Первое сборочное производство китайских автомобилей в России было открыто в столице Сибири. И первый полнофункциональный автозавод, ориентированный на производство «поднебесных» автомобилей, рождался тоже в Новосибирске. Как это было?

Геннадий Сиднивец, топ-менеджер российского завода Chery
Геннадий Сиднивец, топ-менеджер российского завода Chery
Геннадий Сиднивец, топ-менеджер российского завода Chery

На вопросы АВТОСОЮЗа отвечает Геннадий Сиднивец, генеральный директор компании «Top-impex», генеральный директор ООО «Чжунтун» — представительства автобусного завода Zhongtong в России, в прошлом генеральный директор ООО «Пекинский джип», топ-менеджер Новосибирского автомобильного завода, пятнадцать лет назад организовавшего сборку автомобилей Chery.

– Геннадий Викторович, тема китайских автомобилей в России на сегодняшний день одна из самых «горячих». И, насколько мне известно, вы были одним из первых, кто полтора десятка лет назад ее «зажигал». Напомните, с чего все начиналось.

– Мы были первыми, кто на официальном уровне представил китайский автопром в России. Автомобили под контролем специалистов нашей компании проходили доводку, последующие контрольные испытания на полигонах КНР. После этого полноценную сертификацию на Дмитровском полигоне, в процессе которой также были сделаны необходимые краш-тесты. В 2005 году мы первыми получили «Одобрение типа транспортного средства», в последующем лично контролировали процесс изготовления в Китае поставляемых к нам моделей.

Первый автовоз с первыми китайскими автомобилями в России (24.05.2004, Новосибирск)
Первый автовоз с первыми китайскими автомобилями в России (24.05.2004, Новосибирск)
Первый автовоз с первыми китайскими автомобилями в России (24.05.2004, Новосибирск)

Занималась всем этим компания «Пекинский джип». Начинали с пикапов Admiral, выпускаемых на заводе ZX Auto в провинции Хэбэй. Потом привели марку Chery в Россию. Тот объем импорта, который мы организовывали, долго никто не мог повторить.

– Сертификация, поставки, это лишь первый шаг. Но вы ведь на этом не остановились и замахнулись на производство…

– В те времена ведущие мировые производители начали помаленьку организовывать сборочные производства на территории России. Почему бы аналогичному заводу перспективного бренда не появиться и в Новосибирске? И он появился! И даже начал собирать автомобили…

Первый автомобиль Новосибирского автозавода — Chery Tiggo и (слева направо) основатель завода Александр Бойко, начальник отдела сертификационного центра автотранспорта (г. Дмитров) Александр Земнухов, топ-менеджер завода Геннадий Сиднивец
Первый автомобиль Новосибирского автозавода — Chery Tiggo и (слева направо) основатель завода Александр Бойко, начальник отдела сертификационного центра автотранспорта (г. Дмитров) Александр Земнухов, топ-менеджер завода Геннадий Сиднивец
Первый автомобиль Новосибирского автозавода — Chery Tiggo и (слева направо) основатель завода Александр Бойко, начальник отдела сертификационного центра автотранспорта (г. Дмитров) Александр Земнухов, топ-менеджер завода Геннадий Сиднивец

В 2005—2006 годах Новосибирский автомобильный завод выпустил 378 автомобилей. Это 300 «Chery Tiggo» и 78 «Chery Amulet». После чего сборка по ряду причин была приостановлена.

– Самый, пожалуй, «больной» для китайской тематики вопрос: а как насчет качества, надежности?

– По всем выпущенным нами автомобилям было зафиксировано всего три гарантийных случая. Причем очень незначительных. Например, на одной из машин лопнул расширительный бачок зимой. У нас почему-то принято обвинять китайцев в низком качестве продукции, скептически относиться к российской сборке, но факт остается фактом: три незначительные поломки в гарантийный период и отсутствие существенных недостатков в последующей эксплуатации.

Стенд компании «Пекинский джип» на выставке «Автосиб-2005»
Стенд компании «Пекинский джип» на выставке «Автосиб-2005»
Стенд компании «Пекинский джип» на выставке «Автосиб-2005»

– Начало выглядит очень оптимистичным. Но почему тогда приостановили производство?

– Мы начали крупноузловую сборку на имеющихся у компании площадях, и готовы были строить в Кольцово (наукоград в Новосибирской области) полноценный автозавод. Но для этого необходимо было заключить с правительством РФ соглашение о промышленной сборке, по которому правительством предоставлялись льготы по таможенному оформлению комплектующих в обмен наши обязательства организовать производство, способное выпускать 25 000 машин в год, с обязательной сваркой и окраской кузовов. К слову, сегодня вместо соглашения о промсборке для организации рентабельного автомобильного производства в России надо заключать с правительством «СПИК» – специальный инвестиционный контракт.

15 лет назад наблюдался период активной поддержки отечественного производителя, и под всякими предлогами вхождение на наш рынок китайского автопрома притормаживалось. Проект промышленной сборки на Новосибирском автомобильном заводе (полный бизнес-план) длительное время проходил экспертизу Минэкономразвития, но так и не был согласован по формальным причинам. В отсутствии соглашения стоимость таможенного оформления комплектующих была практически равна стоимости оформления готового автомобиля, что делало проект нецелесообразным.

Стенд компании «Пекинский джип» на выставке «Автосиб-2005»
Стенд компании «Пекинский джип» на выставке «Автосиб-2005»
Стенд компании «Пекинский джип» на выставке «Автосиб-2005»

– С заводом более или менее понятно. А почему, на ваш взгляд, схлынула первая волна экспансии китайского автопрома?

– Беда первой волны китайских автомобилей была в том, что китайцы пятнадцать лет назад еще не готовы были прислушиваться к дилерам на предмет требуемых комплектаций, необходимых доработок… Они считали, что они делают хорошо, и их самих вполне устраивало то, что они производят. Внутренний рынок в Китае это устраивало, но внешние рынки — с большими оговорками. Нежелание или, может, изначальная неспособность к адаптации моделей под конкретный рынок и не позволила китайскому автопрому на стадии его становления завоевать мировые рынки. Но все меняется.

– Что конкретно меняется: материалы? Качество сборки? Подходы к дистрибуции? Можно ли надеяться, что нынешняя волна экспансии не захлебнется так же, как и первая?

– И качество, и материалы и технологии у ведущих китайских автопроизводителей сегодня на достаточно высоком уровне. Но самое главное – изменилось отношение к нашему рынку и к своим автомобилям в России. В последние годы некоторые китайские автокомпании начали проводить зимние испытания своих моделей, готовящихся выйти на наш рынок.

Новинка Chery на испытаниях в Новосибирске (декабрь 2014 – январь 2015)
Новинка Chery на испытаниях в Новосибирске (декабрь 2014 – январь 2015)
Новинка Chery на испытаниях в Новосибирске (декабрь 2014 – январь 2015)

Новосибирск является практически идеальным местом для таких тестов, и мы совместно с китайскими инженерами проверяем эксплуатационные характеристики машин при отрицательных температурах: пуск двигателей, прогрев, работу систем отопления и вентиляции, трансмиссии, электроники. Многие из испытанных моделей хорошо зарекомендовали по результатам серии тестов в наших суровых условиях.

Инженер Chery на испытаниях в Новосибирске (декабрь 2014 – январь 2015)
Инженер Chery на испытаниях в Новосибирске (декабрь 2014 – январь 2015)
Инженер Chery на испытаниях в Новосибирске (декабрь 2014 – январь 2015)

Испытаниями занимается организация, входящая в структуру нашего холдинга. Она специально создана чтобы организовывать тесты и работать по автомобильному направлению. Это целый комплекс функций: помимо уже упомянутых испытаний, это сертификация, логистика, таможенное оформление, поставка запчастей.

Chery на испытаниях в Новосибирске (декабрь 2014 – январь 2015)
Chery на испытаниях в Новосибирске (декабрь 2014 – январь 2015)
Chery на испытаниях в Новосибирске (декабрь 2014 – январь 2015)

– Хотелось бы раскрыть вопрос поставок: китайские автомобили в Россию поставляете вы?

– Мы выступаем агентами АО «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС» по поставкам автомобилей с завода из Китая напрямую контейнерными поездами в Новосибирск, производим таможенное оформление и автовозами отправляем машины до дилеров, находящихся на Урале и в Сибири. Каждый месяц несколько таких поездов приходит на станцию Клещиха.

Зона таможенного контроля на станции Клещиха в Новосибирске (сентябрь 2020)
Зона таможенного контроля на станции Клещиха в Новосибирске (сентябрь 2020)
Зона таможенного контроля на станции Клещиха в Новосибирске (сентябрь 2020)

Это не единственный канал поставок «поднебесных» автомобилей Россию, но самый оперативный. Мы первыми растаможили первые CheryTiggo 7 PRO, предназначенные для российских дилеров. Первыми привезли в Россию CHERYEXEED TXL, продажи которого только-только стартовали. Мы продолжаем оставаться первыми.

Зона таможенного контроля на станции Клещиха в Новосибирске (сентябрь 2020)
Зона таможенного контроля на станции Клещиха в Новосибирске (сентябрь 2020)
Зона таможенного контроля на станции Клещиха в Новосибирске (сентябрь 2020)

– Так на уровне поставок все и останется, или все-таки сегодня уже просматриваются перспективы строительства завода Chery в России? Как вы считаете?

– После нашей попытки сделать это в 2005 году, полноценное производство на сегодня удалось организовать только корпорации Great Wall Motors, которая в 2019 году открыла завод в Тульской области и выпускает там автомобили под маркой Haval. Для этого им пришлось пойти на серьезные инвестиции, значительно более 500 млн. долларов, и это только начало.

Как я уже говорил, сегодня для строительства автозавода надо заключать с правительством СПИК – специальный инвестиционный контракт, по которому производитель обязуется с каждым годом обеспечивать все большую локализацию производства, уже не ограничивающуюся сваркой и окраской кузова. Требуется и организация локальной сборки двигателей, трансмиссии, установки сделанных в нашей стране комплектующих.

Российский завод Haval в Тульской области (фото Haval)
Российский завод Haval в Тульской области (фото Haval)
Российский завод Haval в Тульской области (фото Haval)

И только в этом случае правительство компенсирует производителю утилизационный сбор, не так давно введенный в России налог, который после снижения таможенных пошлин стал защитным барьером. Например, базовая ставка утилизационного сбора на легковой автомобиль составляет 150 000 рублей и имеет повышающий коэффициент в зависимости от параметров автомобиля.

Конечно, возврат утилизационного сбора — это привлекательно, за каждый поезд, приходящий в Новосибирск, уплачивается более 25 млн. рублей данного сбора.

С другой стороны, для организации производства нужны очень большие инвестиции и хороший спрос на автомобили. Последние годы, кстати, спрос на китайские автомобили вырос в разы, что прямо пропорционально и росту качества самих машин.

Автозавод Chery в России: миф или реальность?

Поэтому целесообразность строительства завода в России компанией Chery будет рассматриваться с учетом всех этих факторов. Но в любом случае Chery остается одной из самых динамично развивающихся компаний как в Китае, так и в России.

Фото из архивов АВТОСОЮЗ

Ещё немного АВТОСОЮЗа:

CHERYEXEED TXL

Российский след в истории Citroen

Осенний марафон позитива от Haval успешно стартовал

Нормандский вояж в новом SKODA Superb

#развеиваем мифы #интервью #авто #китайские автомобили #chery #cheryexeed #автозаводы #китайский автопром #автосоюз #haval