АВТОСОЮЗ
865 subscribers

Citroen: жизнь после жизни

239 full reads
326 story viewsUnique page visitors
239 read the story to the endThat's 73% of the total page views
3 minutes — average reading time

Выдающийся автопромышленник, гениальный маркетолог и талантливый управленец Андре Ситроен немного не дожил до триумфа своей прощальной модели, в которой ему наконец-то удалось воплотить свою давнюю мечту – создать лучший в мире автомобиль. Но дело, начатое Андре, продолжало жить, и имя Citroen навеки вписалось в скрижали мировой автоистории.

Citroen Traction Avant не сходил с конвейера 23 года, до июля 1957 года. За это время автозаводами Франции, Бельгии, Великобритании, Германии и Дании было выпущено 759 111 экземпляров различных модификаций этой модели.

фото en.citroenliban.com
фото en.citroenliban.com

Кстати, на одной из последних версий этого культового автомобиля впервые появилась гидропневматическая подвеска – еще одна инновация Citroen. А год спустя после остановки конвейера Traction Avant набережную Жавеля, где располагается головное предприятие Citroen, переименовывают в «Набережную Андре Ситроена».

Должность генерального директора компании Citroen после основателя занял Пьер-Жюль Буланже. В 1936 году он представил на Парижском автосалоне первую в мире серийную модель с дизельным двигателем 11 MI. И запустил проект малолитражки 2CV: «Автомобиля, рассчитанного на перевозку четырех человек и 50 кг картофеля, развивающего скорость до 60 км/ч, с расходом 3 литра бензина на 100 км. Кроме того, машина должна ездить по самым плохим дорогам, причем так плавно, чтобы по пути до рынка не побились яйца в корзине на заднем сиденье!» – так сформулировал техзадание сам Буланже.

фото www.cardesign.ru
фото www.cardesign.ru

Однако, реализация этого проекта затянулась: грянула Вторая Мировая война… Предсерийный тираж автомобиля, готового к дебюту на 33-м парижском салоне в 1939 году уничтожили, дабы не попал в руки к гитлеровцам, да и сам салон отменили. Завод на набережной Жавель бомбили, оккупировали, освобождали, восстанавливали…

Презентация Citroen 2CV состоялась лишь в 1948 году на очередном автосалоне в Париже. «Гадкий утенок» (он же «Утиный хвост», он же «Де шво» (от 2CV – две лошадиные силы) побил все рекорды популярности Citroen – разошелся по миру тиражом более 5 миллионов экземпляров за 42 года своей конвейерной жизни.

Пьер-Жюль Буланже (справа) демонстрирует Citroen 2CV президенту Франции Жюлю Венсану Ориолю на Парижском автосалоне 1948 (фото Citroen)
Пьер-Жюль Буланже (справа) демонстрирует Citroen 2CV президенту Франции Жюлю Венсану Ориолю на Парижском автосалоне 1948 (фото Citroen)

2CV выпускался до 27 июля 1990 года и на 40 лет пережил своего создателя. Увы, триумфа своего детища Пьер-Жюль Буланже, как и его предшественник Андре Ситроен, не увидел – погиб в автокатастрофе 11 ноября 1950 года, – всего через год после старта продаж модели… Как не увидел Буланже и феерического успеха своего следующего проекта «Большой Массовый Автомобиль», затеянного в 1937 году и призванного заменить в модельном ряду Traction Avant. Как раз на испытаниях будущего флагмана Citroen модели DS Буланже и разбился.

Citroen DS – самая, пожалуй, известная модель французского автопрома в нашей стране. У нас ее называют «Машина Фантомаса» – главного кинозлодея XX века, французы же присвоили ей совсем другое имя – «Богиня» (по французски Deesse).

Руководителем проекта Пьер-Жюль Буланже назначил причастного к созданию 7А Андре Лефевра. Рисовал «Богиню» маэстро Фламинио Бертони, над двигателем работал создатель мотора «Гадкого утенка» Вальтер Беккья, инновационную подвеску изобретал Поль Мажес. Продолжил дело Буланже после гибели мастера Пьер Берко.

В результате получилось то, что получилось: футуристический дизайн, несущий кузов, стеклопластиковая крыша, фантастическая гидропневматическая подвеска, уникальная гидросистема, объединяющая привод коробки передач, подвеску, усилитель руля и тормозную систему. А еще дисковые тормоза, алюминиевые двери без оконных рамок, необычной формы пластиковая передняя панель и руль с одной-единственной спицей. Вместо педали тормоза – кнопка, а педаль сцепления и вовсе отсутствовала – трансмиссию DS на сегодняшнем автоязыке стоило бы назвать роботизированной. Список технических инноваций, примененных в новом флагмане Citroen, состоял из двух десятков пунктов.

фото dtcawebsite.com
фото dtcawebsite.com

Официальная презентация Citroen DS состоялась на Парижском автомобильном салоне 6 октября 1955 года в 9 часов утра. В 9:45 уже было продано 750 автомобилей. На следующий день число покупателей выросло до 12 000. К моменту закрытия слона будущих обладателей «Богини» было уже 80 000…

Это был оглушительный успех! Citroen DS стал не только дримкаром миллионов, но и олицетворением научно-технического прогресса, футуристическим символом. Кузов DS экспонировался на выставке дизайнерского искусства в миланском музее Триеннале. «Богиней» восхищались художники и фотохудожники, мастера словесности слагали оды и посвящали ей целые главы в своих книгах. Не остались равнодушными и представители «важнейшего для нас из всех искусств» (по В.И. Ленину) – кино.

«Самая красивая женщина мира» Джина Лоллобриджида размещала совместные с «Богиней» портреты в Paris Match, а самый злодейский злодей Франции Фантомас избрал Citroen DS своим главным средством передвижения. Правда, для съемок в кинокомиксе главного автогероя пришлось немного доработать, прежде чем он превратился в «фантомасомобиль»: снабдить выдвижными консолями-крыльями и хвостовым оперением, вмонтировать в багажник миниатюрный турбореактивный двигатель.

стоп-кадр фильма "Фантомас разбушевался"
стоп-кадр фильма "Фантомас разбушевался"

На нашем (европейского кинематографа) ответе Джеймсу Бонду кинокарьера Citroen DS не завершилась. Он снялся еще в паре десятков фильмов: «Господин Никто», «Высокий блондин в черном ботинке», «Возвращение резидента», «Назад в будущее 2», «Васаби» «Беглецы», «Побег», «День шакала», «Менталист»…

Среди звездных персон-обладателей Citroen DS Юрий Гагарин (самый звездный), Галина Уланова (подарок Пьера Кардена), Леонид Брежнев, Джон Кеннеди, Жан Габен, Марчелло Мастроянни, Джейн Биркин…

А самым первым именитым поклонником футуристической модели стал президент Франции Шарль де Голль. Сразу же после феерического дебюта Citroen DS он распорядился ангажировать несколько серийных экземпляров для президентского кортежа и для себя лично. И в результате «Богиня» спасла ему жизнь.

22 августа 1962 года произошло покушение на президента: террористы устроили засаду на пути из Елисейского дворца в аэропорт Орли, расстреляли кортеж, убив двух офицеров сопровождения, и изрешетили пулями президентский автомобиль. Покрышки задних колес лопнули, и… если бы это был не Citroen DS, покушение бы удалось. Но, использовав способность уникальной гидроподвески удерживать постоянный клиренс, водитель президента вывел автомобиль из зоны поражения.

фото all-test-drives.com
фото all-test-drives.com

После этого случая началась работа над правительственной спецверсией «Богини» Citroen DS Presidentielle. Помимо стандартного для такого класса авто набора бронированных опций Шарль де Голль пожелал, чтобы его новый официальный транспорт превосходил размерами Lincoln Continental Линдона Джонсона. И при этом радиус разворота позволял бы лимузину заехать в ворота президентского дворца на Елисейских полях и подъехать к парадному входу за один прием. Американским аналогам это удавалось лишь в три захода.

«Богиня» президента увидела свет в 1968 году, уже в кузове DS21. В ней было все, что пожелал клиент №1, и даже больше: гидрокорректор фар, система впрыска с электронным управлением, улучшенная система охлаждения двигателя, дополнительное откидное кресло для переводчика, холодильник, кондиционер, интерком, приподнятый потолок (де Голль был 1,95 м ростом)... Однако, самое главное, – Citroen DS Presidentielle превосходил лимузин американского президента по длине на 13 см.

В 1969 году был выпущен миллионный DS – в кузове 21 золотого цвета. Наработать второй миллион поклонников модель не успела – в 1975 году выпуск «божественной» серии был прекращен на отметке 1 455 746 автомобилей. Более того, чуть не прекратилась история и самого бренда Citroen. Разразившийся нефтяной кризис привел к тому, что технически инновационные, экстравагантные, но не очень экономичные автомобили Citroen стали плохо продаваться. Пришлось продаваться самому бренду. В результате произошло слияние с Peugeot и рождение PSA Peugeot-Citroen Alliance. Холдинг акцентировался на том, что могло принести немедленную прибыль, а то, что требовало инвестиций, должно было умереть. Имидж – ничто, жажда – всё!

фото www.rp.pl
фото www.rp.pl

Таким образом, история Citroen все же продолжилась, но уже без DS. Которому суждены было… Но ведь боги не умирают? Они же бессмертны! Или богинь это не касается? Или божественная сущность Citroen Deesse это всего лишь красивая, но выдумка?

В канун нового тысячелетия в 1999 году мировая автоэкспертная общественность решила подвести итоги XX века в подведомственной ей отрасли. Citroen DS был признан «Автомобилем столетия», получив тем самым официальный статус иконы автомобилестроения.

А десять лет спустя, в 2009 году, на автонебесах засверкал новый бренд – DS…

#автосоюз

фото www.widewallpapers.ru
фото www.widewallpapers.ru

НАЧАЛО – ... – ВЫ ЗДЕСЬОКОНЧАНИЕ

Страницы истории Citroen в хронологическом порядке:

1. Российский след в истории Citroen
2.
Как Ситроен вошёл в автобизнес и причём здесь русский генерал
3.
Андре Ситроен – гений маркетинга и рекламы
4.
Андре Ситроен: кульминация жизни
5.
Citroen: жизнь после жизни
6.
Citroen – бренд правительственного уровня

#АВТОИСТОРИЯ #ИСТОРИЯ #ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЕЙ #БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ #СИТРОЕН #ФРАНЦУЗСКИЕ АВТОМОБИЛИ #citroen