АВТОСОЮЗ
866 subscribers

Как Ситроен вошёл в автобизнес и причём здесь русский генерал

<100 full reads
112 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 63% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Сейчас модно искать российский след во всем. Чтобы найти его в Citroen, особых усилий не требуется, скорее даже наоборот – сложно его не увидеть. Он на самом виду, в самой брендообразующей сути Citroen, в том, с чего всё началось, и что стало символом бренда. Двойной шеврон в логотипе Citroen это ведь не что иное, как стилизованное изображение зубьев шевронной шестерни, увиденной юным Андре на одном из заводов Российской империи.

О том, как начиналась история известнейшего французского бренда – в нашем материале «Российский след в истории Citroen». А кто, собственно, надоумил Андре Ситроена заняться автомобилестроением? Есть версия, что и здесь не обошлось без российского следа. Как это было?

фото www.carblog.fr
фото www.carblog.fr

С началом Первой мировой Андре Ситроена вновь призывают в армию. Безуспешные боевые действия «своих» талантливый антикризисный управляющий наблюдает и анализирует по той же схеме, что и упадническое состояние бизнеса Mors: ошибки – причины – мероприятия по устранению выявленных причин.

В результате в январе 1915 года начальник службы артиллерии в министерстве обороны Франции генерал Луи Баке получил письмо, подписанное капитаном артиллерии Андре Ситроеном. Молодой офицер брался в течение четырех месяцев построить и оборудовать завод по производству 75-миллиметровых шрапнельных снарядов. И гарантировал, что к июню 1915 года его завод сможет выпускать 10 тыс. снарядов в день, а к концу года производство будет удвоено.

Андре Ситроена вызвали из армии. 9 февраля 1915 года министерство подписало с ним договор об оптовой закупке продукции еще не построенного завода: миллион шрапнельных снарядов по цене 24 франка за штуку. И Ситроен приступил к работе.

А в марте по рекомендации генерала Баке Ситроен провел аудиенцию с военным атташе России во Франции генералом Алексеем Алексеевичем Игнатьевым. Речь шла о российском заказе на снаряды по цене в 2,5 раза превышающей французский прайс…

К 15 июня 1915 года заводской комплекс на набережной Жавель в Париже был отстроен, станки работали, снаряды поступали на склад, производительность приближалась к расчетной.

фото Citroen
фото Citroen

Всего за годы войны завод Ситроена произвел 23 миллиона снарядов и заработал статус индустриального чуда. А сам Ситроен заработал огромные деньги и орден Почетного Легиона.

Война закончилась. В каком направлении развернуть снарядостроительные мощности? Куда теперь интереснее всего приложить свои организаторские таланты? В этом контексте любопытны воспоминания генерала Игнатьева:

«Через несколько дней после заключения перемирия в Компьенском лесу Ситроен, которого я уже потерял из виду, неожиданно позвонил мне по телефону и просил заехать к нему на завод.

– В течение скольких лет, по вашему мнению, не будет войны? – задал он мне вопрос.
– В течение, по крайней мере, десяти лет, – ответил я.
– За такой срок можно успеть амортизировать любой капитал, – заметил Ситроен. – А что бы вы сказали, если бы я предпринял поход против вот этого господина? – И он указал на противоположный берег Сены, где дымились трубы мощного автомобильного завода Рено в Бийянкуре.

На заседаниях поставщиков, собиравшихся у меня во время войны, Рено и Ситроен всегда садились на противоположных концах стола.

– Конкуренция тяжела, – ответил я, – но если выпускать машины по более низкой цене, то рынок для них, по-моему, уже создан самой войной…
– Я решение принял, – в обычной категорической форме заявил Ситроен».

А. Игнатьев (справа), А. Ситроен  на заводе на набережной Жавель 
(фото из архивов журнала АВТОСОЮЗ, авторство неизвестно)
А. Игнатьев (справа), А. Ситроен на заводе на набережной Жавель (фото из архивов журнала АВТОСОЮЗ, авторство неизвестно)

Некоторые историки интерпретируют этот «след», как доказательство того, что именно русский генерал подтолкнул Ситроена к производству автомобилей. Однако, они, вероятнее всего, ошибаются: доподлинно известно, что еще в 1915 году, в то время когда началось строительство завода на набережной Жавель, Ситроен уже заказал двум автоконструкторам фирмы «Панар» разработку прототипа роскошного автомобиля с инновационным двигателем Найта.

Но в том, какие именно автомобили стоило строить в постснарядный период, Игнатьев, несомненно, помог сориентироваться. Ситроен решил, что его автомобиль должен стать не игрушкой для богатых людей, а средством передвижения для очень широкого круга потребителей. И он обращается к конструктору Жюлю Саломону, автору знаменитой «Зебры», с просьбой спроектировать прототип будущего французского «народного» автомобиля – дешевого, надежного и удобного в эксплуатации. А люксовый проект передал Габриэлю Вуазену. Тот, кстати, реализовал замысел и с успехом продавал экс-ситроеновские авто с 1920 по 1927 год.

НАЧАЛОВЫ ЗДЕСЬПРОДОЛЖЕНИЕ

#автосоюз

Страницы истории Citroen в хронологическом порядке:

1. Российский след в истории Citroen
2.
Как Ситроен вошёл в автобизнес и причём здесь русский генерал
3.
Андре Ситроен гений маркетинга и рекламы
4.
Андре Ситроен: кульминация жизни
5.
Citroen: жизнь после жизни
6.
Citroen – бренд правительственного уровня

#АВТОИСТОРИЯ #ИСТОРИЯ #ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЕЙ #биографии знаменитостей #СИТРОЕН #CITROEN #французские автомобили #секретная биография