Система старт/стоп: раздражение или комфорт?

Еще «вчера» система «старт-стоп» являлась признаком инновационности автомобиля, принадлежности его к премиум-классу, уже «сегодня» чуть ли не каждая новая модель если уж не бюджетного, то массового сегмента имеет эту систему в списке базового оснащения. Что это — действительно необходимый современному автомобилю инструмент снижения уровня вредности или очередная бесполезная игрушка, навязываемая производителем на безальтернативной основе? Чего в «старт-стопе» больше — пользы или раздражения для обладателя?

фото Opel
фото Opel
фото Opel

На начальной стадии знакомства со «старт-стопом» позитивные эмоции отнюдь не преобладали. Особенно в пробках. На то, чтобы двигателю сначала выключиться, а потом запуститься, нужно хоть и маленькое, но все-таки время. И этот цикл по своей продолжительности может не совпадать с темпом перемещения в заторе: уже надо бы подвинуться, а мотор еще даже и не выключился толком. Благо клавиша отключения этой системы, как правило, на самом видном месте — и даже без знания, что это за кнопочка и чего ей можно натворить, она интуитивно находится и включается, когда движок своими стартами и стопами совсем уже достает.

Научился деактивировать систему — жить стало повеселее. Но настал момент, когда без «старт-стопа» оказалось как-то скучновато. Стоишь себе на светофоре или, хуже того, на переезде, а бензин расходуется и расходуется… И почему бы в таких случаях не попользоваться экономическими благами от производителя автомобиля? Тем более что отключать-то уже научились — источник раздражения можно загасить безо всяких проблем.

При продолжении знакомства выяснилось, что срабатывает система не всегда: в каких-то случаях мотор глохнет, в каких-то продолжает работать. А потом вдруг оказалось, что мотор не только сам отключается, но и ни с того ни с сего сам включается. Впечатление такое, что движок живет какой-то своей собственной жизнью, абсолютно не считаясь с мнением окружающих. В конце концов настал период, когда вопрос об осмысленной эксплуатации стопово-стартовой системы встал ребром: кто в машине хозяин?

Опытным путем на Opel Mokka МКПП удалось выяснить, что система «старт-стоп» глушит двигатель:

— когда система не отключена клавишей Eco, произошла полная остановка автомобиля, нога освобождает педаль сцепления, аккумулятор чувствует себя уверенно и не требует подзарядки, количество включенных потребителей не угрожает АКБ критичным разрядом;

— при тех же прочих условиях, но в движении накатом, когда скорость падает ниже 5 км/ч;

— в режиме неуверенного страгивания — при движении на низкой передаче при недогазовке.

Тут стоит оговориться: в таких случаях любой двигатель любого автомобиля с МКПП глохнет. Но у оборудованной стопово-стартовой системой машинки это происходит менее болезненно для водителя и окружающих: стоит, молниеносно осмыслив ситуацию, нажать сцепление, работа двигателя восстанавливается — и не надо включать аварийку, нервно крутить ключом для повторного пуска. Доля секунды, и все в порядке. Но если упустить момент молниеносного реагирования, тогда все по полной программе — с повторным запуском.

А когда двигатель автоматически запускается системой после ею же активированного режима autostop?

— Если нажать клавишу активации системы;

— если нажать педаль сцепления;

— если включить мощный потребитель, грозящий аккумулятору разрядкой;

— если немощные потребители за время ожидания продолжения движения подсадили АКБ и он потребовал подзарядки;

— если скорость движущегося накатом автомобиля превысит 5 км/ч;

— если открыть водительскую дверь.

Последний пункт мы долго не могли осмыслить — что к чему? Дилер пояснил: это машинка подумала, что водитель ее покинул, забыв выключить двигатель, — ключ-то в замке.

Еще одно наблюдение: включившийся после автостопа двигатель повторно уже не выключается в одном цикле стопа-старта.

Возможно, есть и еще влияющие на работу системы «старт-стоп» факторы, но в условиях стандартных городских поездок мы их не выявили. И в процессе уже осмысленной эксплуатации стали ждать главного опасения — зимы. В Европах-то она помягче нашей будет, справится ли машинка с нашей суровой действительностью?

Вдруг и без того воюющий с морозами аккумулятор, пусть даже повышенной емкости, не оживит засмотревшийся на светофор двигатель? Или в салоне станет чересчур прохладновато без нагнетаемого тепла (а подача воздуха в салон при автоматическом стопе двигателя практически выключается)? Или…

Все околозимние опасения развеялись при расхолаживании атмосферы ниже 5 градусов мороза. И всю зиму, пока температуры окружающей среды не стали подниматься выше этого экспериментально вычисленного порога, «старт-стоп» о себе не напоминал. То есть работа системы завязана, вдобавок ко всему, и на датчике температуры наружного воздуха, который по совместительству пугает водителя возможным гололедом. И на датчике уровня заряда АКБ, который вне зависимости от времени года активирует автостоп только в случае, если уровень заряда АКБ достаточный для пуска. Это, кстати, объясняет, почему и в жару «старт-стоп» не всегда срабатывает.

И, наконец, несколько подсказок от производителя: система активна, если закрыт капот, захлопнута водительская дверь (или пристегнут ремень безопасности водителя — зависит от модели авто), двигатель прогрет, но не перегрет (температура охлаждающей жидкости не слишком высокая).

И еще очень немаловажный момент: при останове двигателя системой усилители руля и тормозов продолжают работать.

Получается, что вреда от системы «старт-стоп» вроде бы и нет — она настолько умна, что способна учитывать практически все возможные угрозы, связанные с неработающим двигателем. Польза же от нее кажется очевидной: простои на светофорах, шлагбаумах, в плотных пробках не ведут к перерасходу бензина. Вот только перерасход на бесконечные пуски двигателя — а в момент пуска топлива двигателю требуется больше — никто не считал…

В конце концов, для тех, кто систему «старт-стоп» не считает благом, есть ведь кнопочка её отключения…