Как умирали раллийные Peugeot группы Б

27.01.2018

Заводские гоночные команды – сложная штука. В отличие от фанатов автоспорта они не трясутся над каждой машиной, не ценят тот или иной конкретный образец. Одним из ярких примеров безжалостного и равнодушного отношения к технике может послужить Peugeot Talbot Sport – заводская команда французского концерна времён конца 80-х годов прошлого века.

С 1983 по 1986 год внимание команды было сосредоточено на классическом ралли, затем добавилась американская гонка Pikes Peak и ралли-рейды. Для всех трёх направлений необходимо было строить автомобили, но… зачем, если можно попросту допиливать старые, уничтожая их прошлое?

Примеры? Их множество. Самым ярким, безусловно, можно считать вот этот – как вы думаете, сколько различных автомобилей изображено на этих трёх фотографиях?

Ари Ватанен, Peugeot 205 turbo 16 E2, Ралли Санремо 1986 года
Ари Ватанен, Peugeot 205 turbo 16 E2, Ралли Санремо 1986 года
Шекхар Мехта, Peugeot 205 turbo 16 Grand Raid, Ралли Фараонов 1987 года
Шекхар Мехта, Peugeot 205 turbo 16 Grand Raid, Ралли Фараонов 1987 года
Анри Пескароло, Peugeot 405 turbo 16 Grand Raid, Ралли Тунис 1988 года
Анри Пескароло, Peugeot 405 turbo 16 Grand Raid, Ралли Тунис 1988 года

Три? Две? Нет! Это один и тот же автомобиль!

В конце 1986 года, когда эпоха раллийных автомобилей группы Б закончилась, французы распилили пополам несколько легендарных машин. Зачем? Механики вварили в кузов тридцатисантиметровую проставку, в которую помещался огромный 350-литровый бензобак – раллийный автомобиль переквалифицировался в ралли-рейдовый. Так появились удлинённые «двести-пятые».

Вот так из раллийных машин делали "стретчи"...
Вот так из раллийных машин делали "стретчи"...
Раллийная и ралли-рейдовая "двести-пятая"
Раллийная и ралли-рейдовая "двести-пятая"

Но век некоторых из удлинённых машин также оказался недолог – их вновь взяли в работу, чтобы основательно перекроить и построить… ралли-рейдовые Peugeot 405 turbo 16.

Машина на трёх приведённых фотографиях претерпела именно такой путь:

1. В ралли это было шасси C208

2. В конце 1986 года её перестроили в ралли-рейдовое шасси и переименовали в C227 Grand Raid

3. А после аварии Мехты в Египте из неё построили C403 Grand Raid

А ведь это была машина-легенда. Ари Ватанен наверняка хотел бы получить её в своё распоряжение. Почему? После аварии на Ралли Аргентина 1985 года, когда финн чудом выжил, Ари лечился долгие месяцы. И возвращение за руль гоночного автомобиля для него состоялось на Ралли Санремо 1986 года – Ватанен проехал гонку в качестве пилота «нулевого» экипажа (экипажа безопасности). Такова официальная версия.

На самом же деле он сыграл роль экипажа-разведчика для своих товарище по команде. Но факт остаётся фактом – это было его первое и последнее появление за рулём Peugeot 205 turbo 16 второй эволюции. И этой машины больше нет – по крайней мере в её прежнем виде.

Есть и другие примеры – не менее обидные. Для гонки Pikes Peak 1987 года Peugeot подготовила три машины модели 205 turbo 16. Привычный облик французских машинок серьёзно видоизменился – они ощетинились спойлерами и стали выглядеть ещё злее!

Ари Ватанен, Pikes Peak 1987
Ари Ватанен, Pikes Peak 1987

Гонка прошла весьма неплохо – Ватанен занял второе место, Занусси стал третьим, а Мехта – четвёртым. Но ни одной из трёх этих машин больше не существует! Точнее они есть, но совсем не такие.

Ватанен и Занусси выступали на новеньких шасси C224 и C225 – эти автомобили никогда не участвовали в ралли, их строили специально для Pikes Peak. Мехте же досталась переделанная из раллийной машина с номером шасси C218 – на ней Юха Канккунен выиграл в 1986 году Ралли Новая Зеландия, но разве это кого-то в команде волновало? Всего-то последняя победа финна в сезоне и в целом за рулём машин группы Б, чего тут такого?

Юха Канккунен, Ралли Новая Зеландия 1986
Юха Канккунен, Ралли Новая Зеландия 1986

Итак, Pikes Peak 1987 года состоялась. Результаты отличные. Как поступить с машинами? Может хотя бы одну передать в музей компании? Оставить на память? Сохранить в качестве приятных воспоминаний? Если вы так подумали, то вы ничего не понимаете в работе заводских команд. Peugeot переделала машины Ватанена и Занусси, а автомобиль Мехты… продала!

В 1988 и 1989 году в гонке Pikes Peak приняли участие две совершенно фантастические машины Peugeot 405 turbo 16 Pikes Peak. Множество аэродинамических элементов, полный привод и все управляемые(!) колёса. Космос? Да, только никто из зрителей не догадывался, что это те самые C224 и C225, на которых Ватанен и Занусси выступали здесь же в 1987 году.

Ари Ватанен, Pikes Peak 1989 года
Ари Ватанен, Pikes Peak 1989 года

Машину же Мехты купил Ги Фрекелен. Он сделал из неё ралли-кроссовый автомобиль и выиграл титул чемпиона Франции 1988 года. После чего продал Филиппу Вамбергу – тот стал чемпионом в 1989 году и тоже продал машину. Кому бы вы думали? Обратно компании Peugeot – там наконец-то решили поставить её в музей. Но уже после продажи автомобиль угнали и не могут найти до сих пор.

Ги Фрекелен и его ралли-кроссовый "двести-пятый"
Ги Фрекелен и его ралли-кроссовый "двести-пятый"

Живых Peugeot 205 turbo 16 (как первой, так и второй эволюции) осталось совсем немного – их и сделано-то было 22 и 25 соответственно, при этом шесть было уничтожено в авариях, один в угоне, семь переделано в рейдовые и «четыреста-пятые», несколько стоят в музеях и частных коллекциях, а часть исчезла в неизвестном направлении.

Теперь, надеюсь, вам понятно, откуда берутся такие цены на аукционах? А ведь выжить могло значительно больше машин, но Peugeot убила их самостоятельно…