"Черный уикенд" Формулы-1: гибель Роланда Ратценбергера

Пожалуй, в мире сложно найти гонщика, который бы не мечтал выступать в Формуле-1. Так было в прошлом, так есть и сейчас. Но исполнение мечты иногда приводит к разочарованию, будь то поражение на гоночной трассе, чемпионате или в борьбе за право на жизнь. Автоспорт News в цикле из двух статей вспоминает события "Черного уикенда" Гран При Сан-Марино сезона 1994 года Формулы-1. Когда за 24 часа мир автогонок потерял сразу двух своих представителей — Роланда Ратценбергера 30 апреля и Айртона Сенну 1 мая.

Роланд Ратценбергер

Роланд Ратценбергер родился в 1960 году в Зальцбурге и только в 23 года начал профессиональную гоночную карьеру. Первым этапом карьеры для него стали выступления в 1983-1986 годах в Формуле-Ford-1600, где он стал чемпионом Австрии и Германии, завоевал титул в европейской серии Формулы-Ford-1600, одержал победу в "Гонке чемпионов" Формулы-Ford. Следующим шагом стали выступления в Формуле-3, где молодой австриец одержал одну победу и занял пятое место в общем зачете. Также Роланд пробовал свои силы в кузовных гонках: В 1988 году он провел неполный сезон BTCC за рулем BMW M3 и занял четвертое место в своем классе.

В карьере Ратценбергера были и периодические выступления в японском и британском чемпионатах Формулы-3000. Но они всегда пересекались с участием в гонках спортпрототипов, где в 1993 году экипаж Роланда Ратценбергера выиграл в категории С2 и занял пятое место в абсолютном зачете.

Триумф австрийского гонщика помог ему дебютировать в Формуле-1 и исполнить давнюю мечту. Ник Уирт, один из руководителей новой команды Simtec, которая готовилась дебютировать в чемпионате Формулы-1 1994 года, позвонил Роланду и пригласил его принять участие в молодом проекте. Ратценбергер радостно согласился, а его напарником стал Дэвид Брэбем, сын трехкратного чемпиона Формулы-1 Джека Брэбема, ставшего совладельцем новой команды.

В Бразилии на первом Гран При сезона Роланд Ратценбергер не смог пройти квалификацию и пропустил гонку, Дэвид Брэбем показал последнее 26-е время и сумел финишировать в гонке также на последнем, 12-м месте, воспользовавшись сходами соперников. На Гран При Тихого Океана пилоты Simtec показали 25-е и 26-е время, опередив соперников из Pacific. В гонке на болиде Брэбема отказал двигатель, а Ратценбергер финишировал последним, заняв 11-е место. Третьим Гран При в карьере Роланда должен был стать Гран При Сан-Марино.

События 29-30 апреля 1994 года

Авария Рубенса Баррикелло
Авария Рубенса Баррикелло

Гран При Сан-Марино стартовал 29 апреля 1994 года, но сразу же все пошло как-то не так — в первой квалификационной сессии пилот Jordan Рубенс Баррикелло вылетел в повороте Variante Bassa и протаранил ограждение безопасности на скорости 225 километров в час. Болид Jordan несколько раз перевернулся, а Рубенс потерял сознание и был доставлен в госпиталь, пропустив остальные заезды уикенда. Это был первый печальный звонок, но организаторы и гонщики прекрасно знали, что быстрая "Имола" всегда таит в себе опасность, поэтому сохраняли боевой настрой.

Болид Роланда Ратценбергера после аварии
Болид Роланда Ратценбергера после аварии

В субботней квалификации произошло страшное — в одном из поворотов Ратценбергер повредил переднее анти-крыло при заезде на поребрик. Из-за потери прижимной силы в передней части болида Роланд потерял управление и сорвался в повороте "Вильнев" на скорости около 300 км/ч, протаранив бетонные ограждения. Прибывшие на место аварии врачи переправили вертолетом тело гонщика в госпиталь Болоньи, где был зафиксирован перелом основания черепа, ставший причиной смерти.

Минута молчания перед стартом Гран При Сан-Марино 1994 года.
Минута молчания перед стартом Гран При Сан-Марино 1994 года.

Роланд Ратценбергер был похоронен 6 мая 1994 года в Зальцбурге, в 10 минутах ходьбы от родительского дома. На церемонии прощания присутствовали только самые близкие друзья.

Ратценбергер не стал суперзвездой Формулы-1, как Айртон Сенна, чью жизнь "Имола" отобрала на следующий день. За его плечами остались всего 53 дня в роли пилота Формулы-1, но на протяжении всей своей карьеры он старался оставаться бойцом, проводя не менее 20 гонок в самых разных классах в течение каждого года. С момента ужасной трагедии прошло 25 лет, но сложно представить лучший способ отдать дань памяти австрийскому гонщику, как не вспомнить слова, которые произнес его отец после аварии:

Мне кажется, Роланд умер счастливым человеком, ведь он исполнил свою мечту — стал пилотом Формулы-1.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал и делитесь в комментариях, что вы хотели бы увидеть в будущих публикациях. Не забывайте нажимать "мне нравится", чтобы мы могли знать какие материалы вам наиболее интересны.