Как измерить разболтовку колесных дисков автомобиля

5,3k full reads
7,1k story viewsUnique page visitors
5,3k read the story to the endThat's 75% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Один из основных параметров колёсных дисков – это количество крепёжных отверстий и их расположение относительно оси колеса.

Англоязычный термин PCD, именуемый разболтовкой, содержит информацию о числе шпилек или болтов, а также диаметре окружности, в которую вписаны их центры.

шпильки колесного диска
шпильки колесного диска
шпильки колесного диска

Например, типичный размер для автомобилей ВАЗ будет обозначаться как PCD 4х98.

5 размеров дисков

Чаще всего встречаются диски, если не считать пришедший от старых моделей FIAT и некоторых других машин, вазовский PCD 4х98, на 4 и 5 болтов (шпилек).

Самые популярные разболтовки:
- 4×100;
- 4×108;
- 5×100;
- 5×108;
- 5×112.

Хотя трудно судить о реальной распространённости конкретных размеров, существует и много других, используемых на достаточно известных массовых автомобилях.

разболтовка
разболтовка
разболтовка

Естественно, размером разболтовки параметры диска не ограничиваются.

Существуют другие, не менее важные:
- диаметр центрального отверстия;
- ширина;
- вылет колеса;
- параметры закраин диска и многое другое.

Как самому измерить разболтовку колесного диска

На самом деле, необходимость в измерительных процедурах возникает редко.

Нужный параметр легко узнать из характеристик конкретной машины, а для любого диска он указан на маркировке изделия.

пример разболтовки на диске
пример разболтовки на диске
пример разболтовки на диске

Но обозначение бывшей в употреблении детали могло быть уничтожено, поэтому определять разболтовку придётся с помощью линейки.

Измерять следует с максимально возможной точностью. Очень трудно, например, отличить диск 4×98 от 4×100. Часто бывает, что машины ВАЗ ездят с увеличенным PCD дисков, что неправильно и очень опасно.

Даже если колесо отцентрировано более-менее нормально и не бьёт на ходу, отсутствие полного прилегания фасок болтов крепления к гнёздам диска вызывает большие напряжения в металле, износ отверстий, усталостные явления в колёсных болтах и большую вероятность потерять колесо при езде.

Существуют два способа измерения – для чётного количества шпилек и универсальный.

При чётном числе достаточно наметить центры отверстий с максимально возможной точностью и определить расстояние между этими центрами для диаметрально противоположных болтов.

Придётся использовать штангенциркуль, обычная линейка даст слишком большую погрешность.

Например, на диске надо взять размер между краями отверстий, у одного изнутри, у другого снаружи. Поскольку диаметры гнёзд под болты выполнены с высокой точностью, то это и будет искомым PCD.

Формула расчета

При нечётном количестве отверстий одним измерением обойтись не получится. 

В таком случае надо измерить расстояние между осями двух рядом расположенных болтов, после чего применить для вычислений простые формулы.

формула
формула
формула

Допустим, расстояние равно какому-то числу X.

Тогда, в зависимости от количества числа болтов от 3 до 5 используются следующий формулы:

  • 3 болта. PCD=1,155*X
  • 4 болта. PCD=1,414*X
  • 5 болтов. PCD=1,701*X

Формулы получены в результате простых геометрических манипуляций, каждый может лично проверить и получить более точные коэффициенты.

В качестве примерной справочной информации можно использовать таблицу совместимости моделей автомобилей по признаку одинакового PCD.

Посмотреть таблицу можно на сайте AUTOvogdenie