Телега Кюньо́ и маятник Фуко — гуляем по Консерватории искусств и ремёсел в Париже

10.12.2017

Здесь нет ни одной картины, но все собранное здесь — произведения искусства. Нет ни одной иконы или скульптуры, но это храм и он даже расположен в бывшем соборе. Это храм науки и техники, в том числе — автомобильной. Пройдемся же по Музею Искусств и Ремесел в Париже.

Сел тут накануне пересмотреть классику — «Профессионала» с Бельмондо. И, как иногда бывает, решил посмотреть в Гугл street view несколько адресов, где происходит действие. Самый первый — Rue de Paradise 9.

Тот самый адрес, куда герой Бельмондо отправляет телеграмму, шифрованную абракадаброй. Открыл карту, посмотрел — сколько лет прошло, а ничего не изменилось. Даже тачки древние такие же стоят. Тогда-то они, конечно были новье и самый писк автомобильной моды. А подвигав карту обнаружил, что в последний раз, когда ездил в Париж в отпуск, проходил почти рядом. Ну как рядом — когда гуляешь по Парижу, счет идет на пару десятков километров в день. Так вот, всего в полутора километрах от «шпионского гнезда», по адресу 60 Rue Réaumur находится один из интереснейших музеев Европы.

Вид церкви снаружи. Фото с просторов интернета
Вид церкви снаружи. Фото с просторов интернета

Он обязателен к посещению следующим категориям: 

— Фанатам техники и истории техники
— «Пассажирам с детьми» — и мальчиками и девочками
— Фанатам стимпанка — тут им просто праздник

Немного общей информации: 

Когда свершилась Великая Французская революция, попам пришлось несладко. Они, видно, крепко всех к тому моменту достали, потому революционеры нафиг запретили религию и провозгласили культ Разума (Culte de la Raison). Церкви в 1793 году позакрывали и начали переоборудовать их в храмы нового культа.

Но церкви Сен-Мартен-де-Шан (Saint-Martin-des-Champs) повезло больше. Она, кстати, очень старая и как и многие построена на останках здания, разрушенного во время нашествия норманов. 

То, что построили в 1059—1060 годах потом стало владением Клюнийского ордена. Вобщем, в 1794 году аббат Анри Грегуар предложил Национальному конвенту проект создания Консерватории искусств и ремёсел, в которой специально отобранные ученые займутся таким важным делом как «изучение и сохранение машин и инструментов, чертежей, и моделей, книг и различной документации всех существующих искусств и ремёсел».

Конвент утвердил и это решение спасло огромное число конфискованных во время революции частных технических коллекций (подобные собрания были очень модными у просвещенного общества). 
В 1798 году коллекции Консерватории определили местов закрытой церкви Сен-Мартен-де-Шан.

Церковь отремонтировали (в Википедии сказано, что часть этого ремонта описывает Яков Перельман в книге «Физика на каждом шагу»). В 1802 году музей открылся для публики. 

Причем, это была не просто кунсткамера или бессистемное собрание, а настоящий музей[, да еще и интерактивный — служащие музея показывали и объясняли посетителям, как работают выставленные в механизмы. Потом при нем открылось одноимённое учебное заведение, где читали лекции по разным областям техники и технологии, а слушатели могли практиковать полученные знания на выставленных машинах.

Институт существует и работает до сих пор и считается одним из самых престижных учебных заведений Франции и самым популярным учебным заведением для студентов вечерников и заочников.

В XX веке музей пополнился экспозицией по автомобильному транспорту и авиации.

Сегодня коллекция музея состоит из 7 частей:
• Научные и измерительные инструменты
• Материалы
• Строительство
• Коммуникации
• Энергия
• Механика
• Транспорт
Музей открыт каждый день кроме понедельников и праздничных дней.
Вход в музей бесплатный в первое воскресенье каждого месяца.
Часы работы: с 10:00 до 18:00, по четвергам до 21:30.

Итак, сразу налево от входа на месте бывшего алтаря висит Ма́ятник Фуко́.

Можно даже потрогать. Вдоль стен расставлены различные экспонаты, имеющие отношение к астрономии. Но взгляд фаната автомобильной техники конечно же заставит повернуться к маятнику спиной — перед ним автомобильно-мотоциклетная экспозиция.
Хотя, сначала голову придется задрать вверх

Дальше в залах выставлены различные предшественники автомобиля. Такие как Теле́га Кюньо́ (фр. chariot à feu (fardier) de Cugnot) — прототип автомобиля и паровоза, построенный в 1769 году военным инженером Никола Жозефом Кюньо, для перевозки артилерии. 

Чуть далее стоит трицикл изобретателя Серполле, мотор его же изобретения, различные виды паровых механизмов и внукительное собрание велосипедов.

Самым фотогеничным экспонатом я бы назвал, похожий на Бэтмена, самолёт Клемана Адера Avion.
Он еще и с розовыми крылышками)))