Как происходит дозаправка самолета в воздухе?

08.01.2018

Дозаправка в воздухе - это очень важная операция, которая позволяет самолету производить длинные беспосадочные перелеты. А в некоторых случаях дозаправка в воздухе позволяет самолету взлететь с максимально полезной массой загрузки с минимальным количеством топлива в баках и произвести заправку уже в воздухе.

Самолеты-заправщики - это как правило перекомпонованные транспортные или пассажирские самолеты. Например заправщик ИЛ-78 был сделан на основе транспортного ИЛ-76.

ИЛ - 78
ИЛ - 78

Существует несколько способов дозаправки. Один из них - это "шланг - конус". Название произошло само по себе. Система представляет из себя гибкий шланг, на конце которого установлено устройство в виде конуса. При этом способе дозаправки, самолет-заправщик должен лететь прямо, с неизменной скоростью и высотой. В это время заправляемый самолет выполняет необходимые маневры, что-бы его заправочная горловина соединилась со шлангом заправщика. Когда это удалость, шланг сцепляется с топливной горловиной с помощью электронных магнитов, заправляемый самолет стабилизирует свою скорость, высоту и заправка начинается. Скорость перекачки топлива примерно 1 500 литров в минуту. Топливо может перекачиваться как естественным путем, что намного медленнее, так и с помощью насосов. После того, как заправка окончена, заправляемый самолет немного снижет скорость и шланг расстыковывается.

Дозаправка истребителей Су-34 заправщиком ИЛ-78
Дозаправка истребителей Су-34 заправщиком ИЛ-78

Есть еще способ, который отличается от первого тем, что используется не шланг, а телескопическая труба, которая называется "Штанга". На поверхности штанги находятся маленькие аэродинамические элементы, с помощью которых возможно ей управлять. В отличии от беспорядочно болтающегося шланга, стыковка штанги происходит уверенней. При таком способе оба самолета, и заправщик, и заправляемый сразу занимают одну скорость и направление. По высоте, заправляемый самолет будет находиться немного ниже заправщика. После стабилизации полета, выпускается штанга, специальным блоком управления корректируется ее движение, затем стыковка и сам процесс заправки. С помощью штанги скорость заправки до 4 500 литров в минуту, т.е. в 3 раза быстрее чем шлангом.

Дозаправка самолета с помощью штанги
Дозаправка самолета с помощью штанги

Подписывайтесь на канал об авиации и читайте первыми интересные статьи.

Посмотреть все статьи про авиацию