Пилот вопреки инструкциям привел в кабину своих детей и разрешил посидеть им за штурвалом

18.01.2018

Или авиационное происшествие, которое произошло по вине экипажа и его можно было избежать...

Это случилось в марте 1994 года. Самолет Airbus A310 авиакомпании аэрофлот выполнял рейс из Москвы в Гонконг. Спустя 4 часа полета, командир воздушного судна пригласил в кабину своих детей (дочь 13 лет и сын 15 лет), которые летели в качестве пассажиров. В нарушение всех возможных правил он предложил посидеть в командирском кресле сначала своей дочери, предварительно поставив самолет в режим автопилота, а затем и сыну.

Девочка не особо впечатлилась и вскоре освободила место своему брату. Пятнадцатилетнему парню место командира понравилось и он, изображая себя в роли летчика покачивал штурвал из стороны в сторону. Прошло меньше минуты и самолет начал медленно крениться (наклоняться) вправо. Пилоты не смогли за короткий срок понять причину такого поведения самолета. Маршрут на карте полета преобразился в круг и они решили, что самолет перешел в зону ожидания (пока самолет не получит разрешения на посадку, он описывает круги вокруг аэропорта до того момента пока его не дадут). Спустя 30 секунд крен превысил допустимое значение и составил 45 градусов.

Звукового оповещения о том, что автопилот отключен не прозвучало и пилоты были в замешательстве. Второй пилот отодвинул свое кресло максимально назад и в таком положении, с учетом перегрузок, не мог приступить к управлению. Единственный человек кто мог - это сын КВС. Ему начали кричать "Держи штурвал", что он воспринял как команду довернуть его вправо, хотя на языке пилотов это означало "выровни самолет", тем самым увеличив крен до 90 градусов и самолет начал терять высоту. Выяснилось, что автопилот перестал управлять элеронами (орган управления самолетом по крену), но пытался сохранить высоту увеличив угол атаки (пытался поднять нос). В конечном итоге пилотам удалось занять свои места и выровнить самолет, но они не смогли своевременно сориентироваться в пространстве. Пролетая над сопкой, самолет зацепил верхушки деревьев и разрушился.

При расследовании происшествия выяснилось, что конструктивной особенностью A310 являться то, что при усилии 8-10 килограммов на штурвал автопилот частично отключается. Так и произошло в этом случае - сын командира увлекся "игрой" со штурвалом, что вызвало отключение элеронов, при этом сработала только световая сигнализация, которую экипаж не заметил. Звуковая сигнализация не этом самолете не была предусмотрена.