Пример, почему все свои действия пилоты должны согласовать с диспетчером

05.01.2018

Думаю ни для кого не секрет, что диспетчеры являются органом управления воздушного движения. Хотя-бы только по этому все пилоты должны безоговорочно подчиняться командам диспетчера и согласовывать с ним все свои действия. Кроме-того диспетчеры дают команды во время полета, которые могут сохранить жизнь. Например:

  • Изменить эшелон полета (высоту) в связи с погодными условиями
  • Изменить курс полета в связи с опасностью столкновения

Причин может быть масса, но диспетчер не всегда их объясняет. Главное - это согласованность в общении: Передал - Принял. В противном случае может случиться не поправимое. Для примера я хотел - бы вспомнить катастрофу, которая произошла 40 лет назад в аэропорту Лос-Родеос (Испания). На взлетно-посадочной полосе столкнулись два Boeing 747, на тот момент самые крупные пассажирские самолеты...

В тот день, когда случилась катастрофа, аэропорт Лос-Родеос был перегружен. Самолеты заняли все места стоянки, а тем кому их не хватило расположились даже на рулежке, что вдоль ВПП. Радио эфир был перегружен, некоторые сообщения накладывались друг на друга, из за чего их было невозможно расслышать. Экипажу B747 авиакомпании KLM дана команда следовать по ВПП до конца, после чего развернуться и ждать дальнейших указаний для взлета. Следом за ним выехал B747 авиакомпании Pan American (РА). Им требовалось доехать до рулежной дорожки №3 и свернуть на нее. После чего двигаться по рулежке до начала ВПП. Однако докатившись до дорожки №3, экипаж обратил внимание, что она расположена под углом 135 градусов относительно ВПП. Боингу 747 из за его размеров и узкой ВПП такой маневр выполнить практически невозможно. Поэтому экипаж решил, что диспетчер ошибся и им нужно сворачивать на дорожку №4, которая располагается чуть дальше, но всего под углом 45 градусов и продолжил движение по ВПП до четверной дорожки.

Тем временем борт KLM доложил о готовности к взлету, диспетчер передал им информацию о предстоящем взлете:

Разрешено на привод P, набирайте и выдерживайте эшелон 090...

Экипаж решил, что получил фактическое разрешение на вылет. Второй пилот KLM повторил полученную инструкцию и добавил, что они на старте. Диспетчер в ответ сказал "Ок", чем подтвердил мысли KLM, что им уже можно взлетать. Но сразу после этого диспетчер добавил "Будьте готовы к взлету, я вас вызову" и в этот - же момент экипаж второго B747 передал в эфир, что они все еще на ВПП. Одно сообщение наложилось на другое - в эфире был неразборчивый шум. Экипаж KLM начал разгон...

Ситуация осложнялась густым туманом, видимость падала до 100 метров и тем, что борт KLM был заправлен "под завязку". Столкновение произошло через 14 секунд с момента разгона. Борт KLM успел задрать нос, но из за слишком большой массы не успел оторваться от полосы и врезался в борт Pan American. Итог был печален - 589 погибших. Эта катастрофа является самой крупкой их тех, что произошли из за ошибки пилотирования. На самом деле в этой истории много тонкостей и при желании вы можете о ней почитать, например на Википедии