«Победа» снова пробует ограничивать бесплатную ручную кладь

Авиакомпания «Победа» опубликовала очередную версию своих правил провоза багажа и ручной клади. В них, в частности, содержатся крайне странные и ограничивающие права пассажиров положения, входящие в противоречие с Федеральными авиационными правилами.

Пункт 9.1 новых правил авиакомпании «Победа» теперь выглядит так: «Для безопасного размещения в пассажирском салоне максимальные суммарные габариты Ручной клади и вещей из пункта 135 ФАП-82 не должны превышать 36 × 30 × 27 сантиметров (общий размер всех предметов). Ручная кладь и вещи из пункта 135 ФАП-82 по количеству и весу не ограничиваются, но должны свободно помещаться в калибратор (измеритель) Ручной клади с логотипом авиакомпании, установленный в аэропорту».

Иными словами, «Победа» намерена требовать, чтобы ручная кладь плюс гарантированные законом безусловно бесплатные предметы (портфель, дамская сумка, портплед, верхняя одежда и прочее вплоть до букета цветов, а также требуемые по медицинским показаниям предметы — трость, костыли, роллаторы и прочее) «свободно помещались» в её, не имеющий аналогов в мире, крохотный «калибратор» размером 36×30×27 сантиметров.

Между тем даже новая версия Федеральных авиационных правил (ФАП-82), принятия которых, по собственному признанию, так добивался «Аэрофлот» в интересах «Победы», содержит требование о провозе всех безусловно бесплатных предметов сверх нормы ручной клади, установленной авиакомпанией. То есть ФАП не позволяют авиакомпании требовать, чтобы эти предметы соответствовали каким-либо её нормам, укладывались в любые калибраторы и тому подобное.

«Победа» никак не объясняет эту коллизию, однако объяснение, возможно, содержится в истории этой авиакомпании. Напомним, что в начале 2016 года «Победа» внезапно стала требовать, чтобы вышеупомянутые бесплатные предметы укладывались в 115 сантиметров по сумме трех измерений, хотя ФАП запрещали устанавливать подобные ограничения. «Победа» проиграла судебный процесс по этому вопросу, однако в течение года продолжала оспаривать вердикт еще в трех следующих судебных инстанциях. Лишь уступив в мае 2017 года в Верховном суде, «Победа» привела правила в соответствие закону — но нам неизвестны факты возврата пассажирам денежных средств, полученных авиакомпанией за год с лишним очевидных нарушений ФАП.

Абсурдность требований «Победы» проявится еще ярче, если вспомнить, что некоторые предметы из безусловно бесплатного списка ФАП вообще по своей сути никак не могут поместиться в ящик-калибратор «Победы». Это прежде всего верхняя одежда и портплед, подавляющее большинство имеющихся на рынке портфелей, а также почти все требуемые пассажиру по медицинским показаниям предметы (попробуйте разместить трость в калибратор, будете приятно удивлены).

Тезис «Победы» о том, что её требования вызваны необходимостью «безопасного размещения» ручной клади в салоне, опровергается самим же перевозчиком. За 1499–2000 рублей эта компания легко готова разрешить провоз более крупных вещей с суммой габаритов в 115 сантиметров, и вопрос «безопасного размещения» при уплате этой суммы сразу же снимается.

Словом, вступление в силу новых ФАП, резко ограничивающих права пассажиров по сравнению с их прошлой версией, вовсе не означает конец спорам и проблемам с ручной кладью. Наоборот, пассажиры «Победы» столкнутся с еще более жестким прессингом перевозчика. Тем, кто готов летать этой компанией, нужно быть готовым и к долгим дебатам с представителями «Победы» о соответствии её правил ФАП, и возможно, к судебным разбирательствам с перевозчиком по итогам каждого полета.

В любом случае всем пассажирам «Победы», желающим воспользоваться своим правом на провоз безусловно бесплатных предметов, следует иметь в кармане копию ФАП-82 при любом полете этой компанией. Стоит помнить, что спорами с представителями компании на стойке регистрации и на выходе на посадку дело может не ограничиться — претензии к ручной клади у «Победы» могут предъявлять и бортпроводники.«Победа» снова пробует ограничивать бесплатную ручную кладь