Что же на самом деле случилось с авиакомпанией "Трансаэро"?

В России наблюдается печальная тенденция ухода авиакомпаний разного уровня: кого-то сгубили необдуманные поступки (случай с "Трансаэро", "VIM Airlines"), слияние (тот же "OrenAir"), авиакатастрофа ("Саратовские авиалинии"). Кто следующий? 😱

Напоминаю, все написанное в данной статье сугубо личное мнение автора 😉

Споры о том, почему же такую прекраснуючудеснуюзамечательную авиакомпанию "Трансаэро" якобы убрали с рынка (ключевое слово - убрали) не затихают до сих пор (хотя, собственно, 4 года прошло). Каких только версий не было... Божечки! Меня достаточно часто спрашивают, что я думаю на этот счет.

Мой ответ однозначен: неэффективный менеджмент. Всё!

Амбиций у руководства авиакомпаний было через край. Возьмите тот же ребрендинг, который был вообще не нужен в тот момент времени, заказ Airbus(ов) 380 (при наличии Boeing 747), на которых по большому счету летать то некуда было, ну и вечная гонка ("Аэрофлот" VS "Трансаэро"). А вот с деньжатками наблюдалась явная проблема.

А что с деньгами?

Я придерживаюсь того мнения, что мы (простые обыватели, даже если Вы работаете в авиационной структуре/авиакомпании, Вы тоже простой обыватель, не считая "верхушки") не можем адекватно судить о том, кто кого обманул, кто у кого из кармана взял и т.д. и т.п.

Александр и Ольга Плешаковы  - основатели "Трансаэро"
Александр и Ольга Плешаковы - основатели "Трансаэро"

Мы были свидетелями того, как это происходило? Нет! Поэтому версии из серии: "Правительство и "Аэрофлот" захотели и УБРАЛИ а/к "Трансаэро" с рынка"; "Плешаковы (основатели) наворовались и свалили жить в Европу" и прочее в подобном духе - безосновательны. Может быть подобное и имело место быть, но мы этого никогда не узнаем 😁

Моя история, связанная с "Трансаэро":

5 лет назад, защищая диплом, стоя перед комиссией, мне казалось, что мир рухнет сию секунду 😂 Почему? Председатель комиссии задает мне вопрос: "А Вы уверены в своих расчетах касаемо авиакомпании "Трансаэро"?". Стою, думаю про себя: "Ну конечно... Этот диплом был написан моим потом, кровью и бессонными ночами. Блииин, а вдруг? Просчитаться? Вряд ли!". У меня есть 15 секунд на размышление, пробегаюсь глазами по цифрам, всё нормально... Продолжаю... "Я считаю, что мои расчеты абсолютно верны и очень жаль, что во время написания дипломной работы соответствующие выводы не были сделаны, я думаю, что в ближайшем будущем авиакомпания "Трансаэро" будет испытывать большие трудности". Все посмеялись, посоветовали пересчитать еще раз, но "отлично" за проведенную работу всё же поставили. Через год "Трансаэро" не стало...

Эта история не для красного словца написана и не для того чтобы прослыть Нострадамусом ̶я̶ ̶т̶о̶л̶ь̶к̶о̶ ̶у̶ч̶у̶с̶ь̶ ̶😂 А чтобы показать, всю нелепость ситуации...

Boeing 777 в аэропорту города Петропавловск-Камчатский
Boeing 777 в аэропорту города Петропавловск-Камчатский

Прикрываясь за мнимым богатством и величием "Трансаэро" ДЕЛАЛА ВИД успешной, преуспевающей авиакомпании. Готовясь к написанию этой статьи, пришлось порыться в закромах и найти старые финансовые отчеты авиакомпаний с 2010 года (да, я храню такие вещи 😁, мало того, даже в бумажном варианте). Не хочу углубляться в малопонятные экономические показатели, но взглянув свежим взглядом (спустя 5 лет) все стало предельно ясно.

Краткосрочные и долгосрочные обязательства увеличивались в разы (!!!) с каждым годом. Чистая прибыль оценивалась в 2-3 (!!!) миллиона рублей (что такое пара миллионов рублей для огромной организации? Зарплата нескольким пилотам?). И постоянное минусовое (отрицательное) сальдо...

И это я молчу про отстающее увеличение собственного капитала еще в 2009-2010 годах. Коэффициент автономии организации (характеризует степень зависимости от заемного капитала) в 4 раза ниже нормы (опять же, речь про 2009-2010 годы). А дальше...больше! С экономической точки зрения авиакомпания уже по итогам 2010 года находилась в крайне неудовлетворительном состоянии.

Airbus 321 в новой ливрее "Трансаэро"
Airbus 321 в новой ливрее "Трансаэро"

(Для наглядности, не поленившись, обработав более 200 страниц финансовых анализов того времени, сравнив крупные авиакомпании, такие как: "Аэрофлот", "Ютэйр", "Уральские авиалинии", "Сибирь" и "Трансаэро") могу сделать уверенный вывод, что "Трансаэро" из пятерки лидеров находилась в худшем финансовом положении на момент 2010/2011/2012 годов.

Википедия пишет: "Авиакомпания начала испытывать серьёзные финансовые трудности с осени 2014 года". Ребята, Вы шутите? Фин.анализы в открытом доступе публикуются, никто до этого не обращал внимания что ли?

Рейс Надежды
Рейс Надежды

Честное слово, жалко людей, больше десятка тысяч сотрудников авиакомпании остались без работы. До сих пор осуществляется работа по выплате задолженности (заработные платы, компенсации), а у людей были ипотеки, семьи, дети, обязательства...

Авиакомпания жила в долг и гордилась этим

"Трансаэро" как человек, который постоянно живет в кредит.

Вот знаете, есть такие люди, понаберут кредитов, какое-то время живут на широкую ногу, притом так показушно и вычурно, а потом начинают понимать, что за всякое удовольствие нужно платить... Запрягают сани и только и работают на эти кредиты. Только вот "Трансаэро" ещё и меры не знала.

Быстрая экспансия на рынке и желание быть №1 погубило одну из крупнейших авиакомпаний.

Жалко... Но ничего не попишешь, считаю, что виноваты сами.

Если Вам понравилась статья - ставьте палец вверх 👍 Не забывайте подписываться на канал, чтобы ежедневно узнавать что-то интересное из мира авиации 😉