Авито
4773 subscribers

Как сохранить команду в разгар эпидемии

Реклама в Дзене
293 full reads
918 story viewsUnique page visitors
293 read the story to the endThat's 32% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Каждая вторая компания в России хочет сократить около 13% сотрудников из-за эпидемии коронавируса и принесенного ею кризиса. Получится ли избежать крайних мер? Можно хотя бы попытаться
Каждая вторая компания в России хочет сократить около 13% сотрудников из-за эпидемии коронавируса и принесенного ею кризиса. Получится ли избежать крайних мер? Можно хотя бы попытаться
Каждая вторая компания в России хочет сократить около 13% сотрудников из-за эпидемии коронавируса и принесенного ею кризиса. Получится ли избежать крайних мер? Можно хотя бы попытаться

Вслед за другими странами, фиксирующими рост числа подтвержденных случаев COVID-19, Россия уходит в полную самоизоляцию. Режим, в рамках которого гражданам запрещено без крайней необходимости покидать свои дома, по приблизительным оценкам, одной только Москве обойдется от 75 млрд до 112,5 млрд рублей в неделю. В условиях, когда ограничения в работе наложены на все виды бизнеса, кроме продуктовой розницы, аптек, сервисов заказа такси и доставки товаров на дом, самыми востребованными сотрудниками становятся курьеры, а представители многих других профессий становятся не нужными. Количество размещенных на «Авито Работа» вакансий с 1 по 25 марта в сфере туризма и общественного питания сократилось на 38,9%, в сфере искусства и развлечений — на 27,7%, в индустрии красоты и фитнесе — 19,5%. Количество откликов на вакансии курьеров увеличилось на 25% за неделю по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.

По оценке Торгово-промышленной палаты (ТПП), около 3 млн предпринимателей могут прекратить работу, если период карантина и самоизоляции затянется — такой вариант развития событий приведет к потере работы более 8,6 млн человек. Только в одной Москве количество безработных из-за пандемии вырастет на 500 000 — 1 млн человек, подсчитало столичное отделение «Деловой России». Согласно исследованию Центра стратегических разработок (ЦСР), каждая вторая компания хочет сократить число сотрудников примерно на 13%. Работающим в сфере услуг придется труднее всех: по оценке эксперта группы региональных рейтингов АКРА Максима Першина, приведенной в Forbes, сектор туристических услуг сократится на 100% в период изоляции, сектор услуг населению, включающий общественное питание и пассажирские перевозки, — наполовину и более, торговля и обрабатывающая промышленность — на 15-25%. По прогнозу Федерации рестораторов и отельеров, 90% заведений общественного питания не откроются после окончания самоизоляции.

Тот факт, что в подобной ситуации оказался бизнес во всем мире, едва ли утешит владельцев компаний и их сотрудников в России. Но вот что дает повод для какого-никакого оптимизма: Китай, где первое заражение было зафиксировано в конце декабря 2019-го, в конце марта объявил о том, что распространение коронавирусной инфекции удалось остановить. По данным на 17 марта, в стране возобновили работу более 90% промышленных предприятий. Малым и средним по размеру компаниям пришлось труднее — к работе вернулись 60% из них. Эти цифры служат напоминанием того, что сокращение на рынках — не бесконечный процесс. Вероятная продолжительность такого сокращения — 1—3 квартала, оценивает экономист Андрей Мовчан. Восстановление столь же неотвратимо, как и предшествующее ему падение, и к нему необходимо готовиться. Сократив большинство сотрудников сегодня, предприниматели лишатся единомышленников, с которыми будут строить бизнес если не завтра, то послезавтра.

Как минимизировать потери, в том числе и кадровые? Управляющий директор «Авито Работа» Артем Кумпель в своей колонке на РБК предложил ряд решений.

Сократить количество рабочих дней или рабочих часов

По прогнозу Международной организации труда (МОТ), из-за пандемии нового коронавируса работу могут потерять почти 25 млн человек по всему миру. У 42% россиян накоплений хватит только на месяц без работы, показало исследование Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Эти факты превращает непопулярную среди сотрудников меру в популярную — если выбирать между сокращением рабочих часов и увольнением, то большинство пойдут на компромисс. Британский производитель керамической посуды Steelite International отреагировал на сокращение заказов переходом на 4-часовую рабочую неделю сроком на полтора месяца. Так производитель рассчитывает переждать трудные времена, которые наступили для его основных клиентов — отелей, ресторанов, круизных лайнеров и других компаний сферы гостеприимства. Другой британский производитель — JSB, изготавливающий тяжелое строительное оборудование — из-за сбоя в поставках комплектующих из Китая сократил рабочие часы для сотрудников с 39 часов в неделю до 34. При этом он решил не сокращать зарплаты пропорционально отработанным часам с тем условием, что сотрудники отработают недостающие часы в будущем — вот оно, планирование периода восстановления.

«Поделиться» сотрудниками с бизнесами, испытывающими острую потребность в кадрах

Предприятия общественного питания, отели и турфирмы столкнулись с оттоком гостей и клиентов, а сервисы доставки и продуктовые ритейлеры испытали острую нехватку рабочей силы. Осознавая то, насколько важна для населения функция доставки на дом и бесперебойная работа продуктовых магазинов, «Авито Работа» решила предоставлять бесплатное дополнительное промо для востребованных во время пандемии определенных вакансий, например, курьеров и водителей-экспедиторов.

В то же время федеральный продуктовый ритейлер «Магнит» разместил более 1,5 тыс. вакансий кассиров, работников торгового зала и грузчиков, а потом решил предоставлять временные рабочие места сотрудникам бизнесов из наиболее пострадавших сфер и договорился об этом с группой компаний «Шоколадница» (управляет одноименной сетью, а также «Ваби Саби» и «Кофе Хауз»), KFC и Burger King. Речь идет о возможности временно трудоустроить 2,5 тыс. человек в 20 городах России. О готовности «перехватить» высвобождающихся сотрудников (особенно с медкнижками) заявил сооснователь и управляющий сервиса доставки продуктов из магазинов iGoods Григорий Кунис — компании нужно 2 000 дополнительных сборщиков и курьеров. Маркетплейс Wildberries, объявивший о возможности трудоустроить 3,5 тыс. человек в 450 населенных пунктах России, запустила специальный сайт всемработавб.рф, призывая компании, желающие поделиться персоналом или найти сотрудников, размещать свои предложения.

Временно перепрофилировать бизнес

Простаивающие мощности и сотрудников ряд компаний возвращают к работе, начав выпускать продукты или предоставлять услуги, которые актуальны во время пандемии. IKEA начала производить необходимые медикам средства защиты — маски и фартуки. Фабрики люксового холдинга LVMH начали производство антисептического геля и будут бесплатно передавать его во французскую систему здравоохранения. В России тем же решили заняться производители косметики Faberlic и MIXIT, а также производитель пива AB InBev Efes (бренды «Клинское», Bud и др.). Британский производитель бытовой техники Dyson разработает и начнет производить аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ), а американский автопроизводитель General Motors предоставит свои мощности и логистическую сеть производителю медицинского оборудования Ventec Life System, которая благодаря этому сможет выпускать 1—2 тыс. аппаратов ИВЛ в месяц против обычных 150.

Для кого-то перепрофилирование — вопрос выживания. Как, например, для отелей, которых «шоковое» падение спроса вынудило начать предоставлять новую услугу: сдавать номера в долгосрочную аренду для желающих самоизолироваться. По этому пути, в частности, пошли французский гостиничный оператор Accor (бренды Novotel, Ibis и Mercure), московский четырехзвездочный отель «Чемодановъ» и питерский пятизвездочный отель «Гельвеция».

Сосредоточиться на доставке и новых каналах продаж

Торговля онлайн и доставка на дом в условиях пандемии — единственный способ существования для предприятий непродуктовой розницы и общепита. В связи с закрытием оффлайн-точек оптимальным кажется вариант переориентировать часть сотрудников, например, официантов, в курьеров-доставщиков ради сохранения их заработной платы.

Абсолютно типичный пример организации работы в этот период демонстрирует предпринимательница Молли Мун, которой принадлежит несколько точек по продаже мороженого в американском Сиэтле, где работает 120 человек. Она ввела подарочные сертификаты на свою продукцию и предлагает клиентам, сидящим на карантине, отправлять друг другу мороженое в качестве поддержки.

Основательница сети детских кафе «Андерсон» сообщила, что сосредоточится на развитии собственной кондитерской фабрики, и надеется расширить каналы распространения своей продукции за счет подключения новых розничных продуктовых сетей. Задача — силами одной только фабрики за месяц выйти на оборот, который делала сеть кафе до начала пандемии, потому что только это дает возможность платить сотрудникам зарплату.

Московская сеть пельменных «Лепим и варим» на время обязательно самоизоляции превратила свои кафе в магазины замороженных пельменей, а также начала доставлять их на дом.

«Вкусвилл» начнет устанавливать автоматы со скоропортящимися продуктами в жилых домах Москвы и Санкт-Петербурга, а также будет поставлять свою продукцию на некоторые московские АЗС «Газпромнефти» и Shell.

Чтобы обеспечить работой своих водителей в условиях падения спроса на перевозки, «Яндекс.Такси» подключил их к доставке товаров на дом из «Вкусвилла», «Азбуки вкуса» и «Леруа Мерлен». «Ситимобил» с той же целью запускает услугу курьерской доставки: пользователи смогут отправлять посылки с водителями сервиса.

То, что подобные решения приносят результаты, порой превосходящие любые ожидания, демонстрирует пример китайской косметической компания Lin Qingxuan, которая была вынуждена закрыть 40% своих магазинов во время кризиса, включая все отделения в Ухани. Тем не менее, компания перераспределила более 100 консультантов из офлайн-точек продаж в онлайн, такие как WeChat, для виртуального привлечения клиентов. В результате ее продажи в Ухани выросли на 200% по сравнению с продажами предыдущего года.

Сейчас уже ясно, что как прежде не будет. Одни бизнесы уйдут навсегда, другие останутся на плаву, третьи выйдут из кризиса в плюсе. Многое зависит от того, насколько компания изначально была готова к резкой цифровой трансформации и какой стратегии будут придерживаться владельцы.