Вот как создавался Советский автобус ЗиС-154

Ну кто сегодня ещё не слышал о гибридных автомобилях? Но оказывается в СССР еще в 1946 году были созданы дизельно электрические автобусы ЗИС - 154. Давайте узнаем что же это за чудо техники такое. Для решения проблем пассажирских перевозок после Великой Отечественной войны, в Советском Союзе была создана тройка близнецов: трамвай МТВ-82, троллейбус МТБ-82Д, и наш герой автобус ЗиС-154.

трамвай МТВ-82, троллейбус МТБ-82Д, и автобус ЗиС-154
трамвай МТВ-82, троллейбус МТБ-82Д, и автобус ЗиС-154

Первые несколько несущих кузовов, ко дню 800-летия Москвы, собрали на Тушинском авиа заводе N82.

Эти автобусы ходили по маршруту номер 1 от площади Революции до Белорусского вокзала. Чуть позже их производство передали на ЗиС.

ЗиС-154
ЗиС-154

Сразу видно, что техника проектировались с явной оглядкой на американские образцы. Согласитесь, необычная внешность.

Огромный задний свес.
Огромный задний свес.
Входные двери расположены перед колесами
Входные двери расположены перед колесами

Много приятных глазу архитектурных излишеств, входные двери расположены перед колесами, наверное из-за этого задний свес кажется таким огромным. Здесь довольно большие окна, а также широкие двери и проходы. В салоне 34 сидячих места примерно столько же человек могут ехать стоя.

В салоне 34 сидячих места, за спинками задних сидений размещается силовая установка, дизель-генератор
В салоне 34 сидячих места, за спинками задних сидений размещается силовая установка, дизель-генератор

За спинками задних сидений размещается силовая установка дизель-генератор. В паре с ярославским дизелем на зисах работал генератор постоянного тока.

Сердце автобуса
Сердце автобуса

Проход к месту водителя как в трамвае через пассажирский салон. Кстати тут есть регулировки сиденья как в иномарке, по высоте, по расстоянию до руля и по наклону спинки. Всё довольно необычно. Запускаю двигатель и на этом всё здесь заканчивается. Педали 2 как у троллейбуса. Реверс электродвигателя производится переключателем.

Регулировка сидений, две педали и реверс электродвигателя!
Регулировка сидений, две педали и реверс электродвигателя!

Из приборов спидометр и манометр пневмосистемы. Но несмотря на кажущуюся простоту управления от водителя этого гибрида требовалась высокая квалификация.

Манометр и спидометр...
Манометр и спидометр...

Плавность хода как у современного автобуса и это заслуга электро трансмиссии. Правда по нынешним временам машина шумновата. Двенадцати тонная груженая машина разгонялась всего до 50 км в час потребляя из-за двойного преобразования энергии 65 л солярки на 100 км пути.

Экземпляр с фотографий долгие десятилетия служил сараем на подмосковной даче и сгнил бы совсем если бы не энтузиасты из музея Мосгортранса.
Экземпляр с фотографий долгие десятилетия служил сараем на подмосковной даче и сгнил бы совсем если бы не энтузиасты из музея Мосгортранса.
Эти гибриды честно работали в крупных городах СССР до конца шестидесятых годов.
И спустя более чем полвека, похожую схему силовой установки, возвращают на современные автобусы.

Смотрите так же: Легендарный автобус послевоенной Москвы, АКЗ-1

Пожалуйста, подпишитесь на мой канал, и поставьте свой лайк 👍.

Для вас это всего один клик, а мне будет приятно. Я ценю вашу поддержку.