Автомания
30 859 subscribers

Электро “Буханка” 1959 года, первый электромобиль СССР

3k full reads

Началось все в 1959-ом году, когда группа энтузиастов Ульяновского автомобильного завода на базе автомобиля УАЗ-450 “Буханка” разработала электромобиль на тяговых свинцовых аккумуляторах. Получилось все отчасти кустарно, для равномерного распределения веса два крупных АКБ расположили по обоим бортам в специальных ящиках. Эти машины обслуживали аэропорт в тестовом режиме. У получившихся экземпляров была масса недостатков, крупный и тяжелый электромотор, свисающие под днищем автомобиля ящики АКБ, для зарядки требовались станции с постоянным током. Проехать на одном заряде машина могла совсем ничего, что в целом не проблема в аэропорту, но проблема для использования таких автомобилей в городе.

Электро “Буханка” 1959 года, первый электромобиль СССР

В таком состоянии проект провисел до 1975 года, пока от Минавтопрома не поступило поручение разработать на базе УАЗ-451 Электромобиль, который сможет ездить по городу и заряжаться от обычной городской электросети, пока, например, производится загрузка автомобиля или водитель находится на обеде.

Электро “Буханка” 1959 года, первый электромобиль СССР

Задача не самая простая и первый экземпляр имел одну большую проблему, АКБ общей массой в 600 кг. находились в будке, занимая практически весь её полезный объем. При этом грузоподъемность автомобиля составляла всего 500 кг, при снаряженной массе в 2.5 тонны. Вопросы по зарядке, запасу хода продолжали “висеть в воздухе”. Главный инженер В.А. Кузнецов верил в успех своего проекта, но часто попадал в ситуацию, в которой просто не знал, что делать дальше.

У-131
У-131

Инженеры долго думали, как решить эту проблему, нужно было оптимально продумать компоновку, ведь в те года электроника была очень громоздкой, особенно блок управления. В итоге решение было найдено, свинцово-кислотные АКБ расположили в пространстве рамы, формировался своеобразный потайной пол, это позволило вернуть полезный объем кузова, таким образом аккумуляторы были хорошо изолированы и получали должное охлаждение. Грузоподъемность осталось на том же уровне.

Электро “Буханка” 1959 года, первый электромобиль СССР

Хорошее развитие проект получил в период с 77 по 78 годы. Тогда зарядное устройство было интегрировано в автомобиль. Заряжаться можно было прямо в городе от сети с переменным током, причем за час полностью разряженный автомобиль можно было зарядить до 70%, как вам такая быстрая зарядка времен СССР? Запас хода составлял примерно 50 километров по городу.

Одна из немногих УАЗ-3801 сохранившихся в заводском виде
Одна из немногих УАЗ-3801 сохранившихся в заводском виде

Таким образом с 75 по 78 годы было собрано три экземпляра. У-131, первая проба пера с массой недочетов. УАЗ-451МИ, продумали грамотное расположение АКБ, пройдены все испытания НАМИ, машина активно выезжала в город. УАЗ-3801, решили окончательно вопросы с зарядкой в городе, увеличили скорость этой зарядки и запас хода.

Электро “Буханка” 1959 года, первый электромобиль СССР

УАЗ не остановился на этом, дальше разработки перешли на сторону гибридов, есть современные опытные образцы на базе Патриота. Еще в советское время инженеры УАЗ работали над рекуперацией энергии на гибридных версиях, а также производили ряд других технически современных разработок.

Всем спасибо за внимание! Как думаете, если в свое время дали бы больше средств на развитие электротранспорта ездили бы мы сейчас повально на гибридах и электромобилях или нет? Не забывайте ставить большой палец вверх, если вам понравилась эта статья, а также подписывайтесь на наш канал, так вы не пропустите новые публикации!