Как в 80-х на АвтоВАЗ хотели улучшить Ниву?

Нива культовый автомобиль, автомобиль, который опередил время, многие водители в СССР сразу не поняли зачем и для кого Нива: багажник маленький, семья еле помещается, тёща отказывается залезать на задний ряд, а стоит дороже классики. Зато в Европе сразу смекнули для чего её нужно использовать и как.

Инженеры ВАЗ уже в 80-х понимали, задумка действительно хорошая, но нуждается в модернизации, ведь иностранные коллеги тоже не стояли на месте и сразу показали свои варианты автомобилей с постоянным полным приводом. Инженеры определили для себя несколько целей модернизации: улучшить подвеску в сторону комфорта и управляемости, улучшить динамику и тягу, поработать над проходимостью, модернизировать трансмиссию, добавить места в салоне.

Эти направления модернизации более чем ожидаемые, многие хотели, чтобы нива ощущалась в управлении как классика, а лучше, как новинка 2108, при этом оставалась такой же проходимой. Этому мешала шумная трансмиссия, зависимая задняя подвеска, слабый мотор.

Первым делом начали работы над местом в салоне, для увеличения места на заднем ряду, а также в багажном отделении требовалось удлинять колесную базу. Для этого инженеры решили увеличить ширину центральной стойки на 15 сантиметров. Делали это простым способом - резали пополам кузов и приваривали вставку, нужно было лишь оценить поведение автомобиля с новой колесной базой, поэтому особо не заморачивались.

Трансмиссию было решено глобально модернизировать. Для снижения уровня шумов и вибраций, решили объединять коробку передач и раздаточную коробку в один агрегат. Однако информации о тестах новой коробки нет. Во многом это может быть связано с ценой такой разработки, на тот момент все силы завода были брошены на выпуск 2108.

А вот с подвеской поработали, в те года все коллеги активно начали внедрять подвеску типа МакФерсон, что для завода было уже отработанной технологией на ВАЗ-2108. Основная сложность заключалась в чашках, которых на ниве не было. Конкретной информации мало, однако был прототип с независимой подвеской сзади и спереди, а также реечным рулевым управлением.

Сверху Нива с независимой задней подвеской, снуза классический вариант, фото из книги Научно-технического центра АВТОВАЗ. Лебедки были изготовлены и установлены специально для испытаний.
Сверху Нива с независимой задней подвеской, снуза классический вариант, фото из книги Научно-технического центра АВТОВАЗ. Лебедки были изготовлены и установлены специально для испытаний.

По заверениям тестировщиков, руль на ходовых макетах Нивы был таким же легким как у 2108, а на дороге это был совершенной другой автомобиль, с точки зрения управляемости. На бездорожье обновленная Нива выглядела увереннее УАЗ’а. На автомобиль были также установлены колеса другой размерности, 15-ти дюймовые диски УАЗ, вместо 16-ти дюймовых, а резина 185/80 от РАФ, лучшие характеристики проходимости достигались на давлении в колесах в одну атмосферу.

Итог: прототип обновленной Нивы получил ДВС объемом 1.8 литра, независимую подвеску типа МакФерсон, другую размерность колес, удлинённую базу, рулевую рейку. Однако было решено делать модернизацию более глобальной, нужно было разрабатывать новый кузов, уже тогда в 80-х начали работать над ВАЗ-2123, та самая Нива Шевроле, никто тогда и не думал, что на этом автомобиле будет красоваться значок Chevrolet.

Всем спасибо за внимание! Жмите большой палец вверх, если статья оказалась интересной, а также подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать новые публикации!