Что такое технологии ADAS и зачем они нужны в автомобиле

1,6k full reads
3,2k story viewsUnique page visitors
1,6k read the story to the endThat's 51% of the total page views
2 minutes — average reading time

Все чаще в описании новых автомобилей мы встречаем обозначение ADAS. Если к системам ABS, ESP и TSC мы уже давно привыкли и понимаем принцип их работы, то технологии ADAS вызывают много вопросов. Что это такое, зачем они нужны, почему последнее время им столько уделяют внимания?

Познакомиться поближе с ADAS предлагаю на примере автомобилей концерна Hyundai / Kia Motors, которые в последнее время сильно продвинулись в этом направлении.

фото https://tech.hyundaimotorgroup.com/
фото https://tech.hyundaimotorgroup.com/
фото https://tech.hyundaimotorgroup.com/

Итак, технологии ADAS или Advanced Driver Assistance System , это общее обозначение современных систем помощи водителю. И их основное, но не единственное предназначение - безопасность. Условно применяемые системы можно разделить на два типа: с одной стороны, технология работает для предотвращения аварий, дополняя внимание водителя своими функциями безопасности, с другой снижают усталость и утомляемость во время вождения. Но чтобы использовать их наилучшим образом, важно понять основной механизм, посредством которого функционирует технология.

В настоящее время в новых моделях Hyundai / Kia активно применяют три основные технологии:

  • SCC (Smart Cruise Control)
  • NSCC (Smart Cruise Control на основе навигации)
  • HDA (Assist Driving Assist)

Рассмотрим их подробно.

SCC - Smart Cruise Control

SCC - интеллектуальный круиз-контроль поддерживает заданную скорость и расстояние, снижая усталость водителя в дальних поездках. Круиз-контроль не новая технология и давно известна автолюбителям. Но у него был один недостаток, когда впереди появлялась медленная машина, водителю приходилось нажимать педаль тормоза, которая в свою очередь отключала режим круиз-контроля. При движении на пустынных дорогах эта функция работала достаточно хорошо, но в плотном потоке от нее было мало толку. Но пришло новое время и новые технологии. Теперь Smart Cruise Control поддерживает не только заданную скорость, но и расстояние до впереди идущего автомобиля. Если мы догоняем более медленное транспортное средство система регулирует скорость и возвращается к заданной только после того, как автомобиль впереди исчезает с радиолокационного датчика.

SCC Stop & Go

Более усовершенствованная технология SCC. Разница в том, что если впереди идущий автомобиль полностью остановится, то система не просто подаст сигнал, и отключит функцию SCC, она сама остановит автомобиль, и наоборот продолжит движение, когда датчики обнаружат, что предыдущий автомобиль едет. Эта функция чрезвычайно полезна во время пробок, когда водителю приходится многократно останавливаться и снова ехать. Но она настроена так, что отключается при остановках более трех секунд, и запускается вновь после нажатия на педаль газа. Это сделано для того, чтобы водитель не терял контроля, к примеру на перекрестках.

NSCC - навигационный Smart Cruise Control


Еще более усовершенствованная система помощи водителю, которая не только распознает окружающие транспортные средства, но и использует навигационную информацию о дороге. Она может работать тремя способами:

  • автоматически устанавливает крейсерскую скорость при максимальном ограничении скорости дороги, по которой движется автомобиль. Въехали в зону действия знака населенный пункт, скорость автоматически будет снижена.
Функция безопасной зоны  использует дорожную информацию в навигации для согласования крейсерской скорости.
Функция безопасной зоны использует дорожную информацию в навигации для согласования крейсерской скорости.
Функция безопасной зоны использует дорожную информацию в навигации для согласования крейсерской скорости.
  • функция безопасной зоны, которая уменьшает скорость движения, когда автомобиль находится в зоне действия скоростных ограничений, например при ремонте дорог.
  • функция кривой Curve (NSCC-C), которая немного снижает крейсерскую скорость в ожидании изгиба дороги или поворота
Функция кривой (NSCC-C) снижает крейсерскую скорость до безопасного уровня, определяемого радиусом поворота
Функция кривой (NSCC-C) снижает крейсерскую скорость до безопасного уровня, определяемого радиусом поворота
Функция кривой (NSCC-C) снижает крейсерскую скорость до безопасного уровня, определяемого радиусом поворота

Суть функции заключается в обеспечении безопасности. Используя данные карты навигации, NSCC-C рассчитывает соответствующий уровень снижения скорости, учитывая текущую скорость транспортного средства и радиус поворота в расчете.

NSCC-R (Ramp)

Еще одна функция, которая делает круиз-контроль полезным даже на развязках шоссе. Она использует навигационные данные для прогнозирования входа в развязку и соответствующим образом регулирует крейсерскую скорость, находясь на ней. Уровни скорости рассчитываются, опять же, с учетом текущей скорости транспортного средства и радиуса поворота. NSCC-R требует установки радиолокационных датчиков, обращенных вперед и назад, в дополнение к стандартному радару, обращенному вперед.

Что такое технологии ADAS и зачем они нужны в автомобиле

HDA - Highway Driving Assist

HDA - полуавтономная технология вождения, которая совмещает в себе себе основные преимущества систем NSCC и Lane Follow Assist (LFA), что делает вождение по шоссе значительно более удобным. HDA использует все доступные источники информации. Данные от передней камеры и датчика радара, а также навигационные координаты. Плюс ко всему включена функция удержания в полосе. Если SCC Stop & Go приостанавливается, когда автомобиль полностью останавливается на более чем три секунды, то HDA активен почти 30 секунд после полной остановки, освобождая водителя от усталости перегруженных дорог. Главным условием остается контроль за состоянием водителя, он должен удерживать рулевое колесо, а система измеряет силы рук водителя, передаваемых на датчики. Если убрать руки с рулевого колеса предупреждающие сигналы начнут раздаваться через 15 секунд, а через минуту автомобиль остановится.

Что такое технологии ADAS и зачем они нужны в автомобиле

Что можно сказать в заключении. Технологии стремительно развиваются. Начиная с премиальных автомобилей они постепенно включаются в комплектации массового сегмента, становясь доступными для всех. С одной стороны они призваны помогать водителям и обеспечивают максимальную безопасность, с другой делают автомобили еще более сложными, а следовательно в более дорогими. Но прогресс не остановить, а значит будем добавлять в наш словарный запас новые термины SCC, NSCC, HDA и им подобные.

Использованы материалы и фотографии портала tech.hyundaimotorgroup.com