Регистрацию авто на несовершеннолетних хотят запретить

02.05.2018

В Государственной Думе депутаты озаботились вопросом запрещения регистрации транспортных средств на несовершеннолетних детей. Казалось бы, что ничего плохо в подобной практике нет, и родитель может оформить автомобиль при покупке на ребенка, чтобы тот по достижению 18-летнего возраста был полноправным владельцем собственного автомобиля.
Вот только оказывается, что регистрация авто на детей имеет куда более меркантильные и корыстные цели. В настоящее время законодательство запрещает привлечение несовершеннолетних к административной ответственности, чем и пользуются некоторые автомобилисты, уходя подобным образом от штрафов за нарушения правил дорожного движения. Квитанция об оплате придет, но ее можно не оплачивать на законных основаниях.

Именно с этой целью депутаты и предлагают пересмотреть некоторые из положений действующего Гражданского кодекса. Авторы предложения отмечают, что несовершеннолетний не имеет возможности самостоятельно управлять автомобилем, поэтому и быть владельцем транспортного средства ему не обязательно.

Представители думского комитета по транспорту отмечают, что по статистике на автомобили, оформленные на несовершеннолетних, приходится значительно больше штрафов, чем на обычных автовладельцев. Это говорит о том, что водители оформленных на детей автомобилей умышленно нарушают ПДД, не боясь административной ответственности. Подобную ситуацию необходимо менять, и запретительные меры являются единственными возможными.

Пока проект поправок находится на проработке, и точные сроки его выноса на обсуждение не называются.
Пока проект поправок находится на проработке, и точные сроки его выноса на обсуждение не называются.

Регистрация ТС, концептуально, означает допуск к эксплуатации на дорогах общего пользования, соответствие ТС нормам безопасности и выдача соответствующего документа и номерных знаков. И по существующему административному регламенту заявителем может быть не собственник.

Полагаю, ограничение права собственности несовершеннолетних на ТС не пройдет в Госдуме, как противоречащее Конституции РФ.

Если именно ограничение права собственности имеется ввиду. А не уточнение Административного регламента.

Подобная инициатива противоречит общим конституционным гарантиям права собственности и понятию правоспособности, установленному Гражданским кодексом.

Способность иметь имущество на праве собственности возникает у гражданина с момента рождения. При этом гражданские транспортные средства не отнесены к вещам, оборот которых ограничен или запрещен. Поэтому любое лицо с рождения может быть собственником транспортного средства.

Инициатива законодателей направлена на исключение пробела в законодательстве об административных правонарушениях. Дело в том, что к административной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие 16-летнего возраста. При этом к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, совершенных с использованием транспортных средств, в случае фиксации таких правонарушений специальными техническими средствами (в т.ч. фото-, киносъемка) привлекается собственники (владельцы) транспортных средств.

Вот и получается, что при совершении административного правонарушения на транспортном средстве, собственником которого является лицо, не достигшие 16 лет, практически не возможно применить административную ответственность.

Кроме этого, при регистрации транспортных средств на лиц не достигших 18 лет, при определенных обстоятельствах законные представители могут избежать ответственности за возмещение вреда, причиненного с использованием транспортного средства.

Некоторые лица использую данный пробел в целях избегания ответственности.

Цель инициативы законодателей представляется разумной, но предложенное средство не соответствующим общим принципам и гарантиям права собственности.

По нашему мнению, более эффективным способом в данном случае был бы механизм привлечения к административной ответственности законных представителей лиц, не достигших 16 лет, которые являются собственниками транспортных средств.

Регистрация транспортных средств по смыслу закона представляет собой условие о допуске их к эксплуатации. Учитывая отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности.

Закон вводит в сущности административные правила о допуске лиц к управлению с определенного возраста (чаще с совершеннолетия). Таким образом уже сегодня существует определенное изъятие из возможности собственника пользоваться своим имуществом, когда речь идет о несовершеннолетнем собственнике транспортного средства. Другое дело, что право собственности не сводится только к возможности пользования. Собственник вправе также распоряжаться своим имуществом. При этом распоряжение имуществом несовершеннолетних осуществляется либо их законными представителями либо с их согласия. Потому инициатива не лишена смысла сам а по себе, хотя большого правового эффекта она не производит. При этом, понятное дело, никто не говорит о невозможности несовершеннолетнего быть собственником транспортным средств в принципе, ограничивая лишь возможность пользоваться своим имущество. И такие ограничения сегодня, например, установлены в отношении оружия.