Замена крестовин

21 April 2018

Очень многие сочленения в автомобиле призваны изменять направление передачи усилия – с вертикального на горизонтальное, с продольного на поперечное.

Одним из самых заметных усилий, с которыми постоянно приходиться иметь дело владельцу автомобиля при езде – усилие от рулевого колеса на шестерню реечного механизма, называемого ещё червяком, в отсеке двигателя.

Замена крестовин

Устройство крестовин рулевого управления

Существуют модели, которые не имеют никакого дополнительного механизма для передачи усилия в этом сочленении. Такая конструкция характерна для старых советских моделей. Но подавляющее большинство используют в этом месте крестовину рулевого вала. Некоторые модели имеют даже по две крестовины, что допускает регулировку рулевого колеса по высоте.

Конструктивно крестовина рулевого управления представляет собой сборку из основы с четырьмя шипами, на которые насаживаются обоймы игольчатых подшипников. Основа уже вставляется в кронштейн, который непосредственно и соединяется с двумя валами посредством шлицевых соединений. Подшипники имеют уплотнения из маслостойкой резины.

Причины замены крестовин

Крестовина находится в таком месте автомобиля, которое по своей сути постоянно оказывается под негативным воздействием всех условий езды: повышенная влажность, вибрация, загрязнение. Особенно негативно эти факторы сказываются на состоянии резиновых уплотнений подшипников. Поэтому неудивительно, что рано или поздно приходится получать доступ к крестовине для проверки состояния, ремонта и замены.

Причинами, по которым приходится обращаться к крестовинам, являются следующие:

приходится прилагать дополнительное и чрезмерное усилие к вращению рулевого колеса;

увеличение свободного хода руля и, таким образом, запоздалое срабатывание колес на вращение руля;

неравномерное вращение руля, рывки, неоправданные торможения при вращении;

посторонний стук, скрежет, шум при вращении руля, особенно, когда езда происходит по

неровным участкам дороги.

Замена крестовин рулевого вала

Насколько этот механизм важен для надёжного функционирования автомобиля, настолько, может быть, и прост его ремонт. Дело в том, что на самом деле ремонт крестовины, как такой, и не производится. Происходит просто замена крестовин на новую сборку, которые в таком собранном виде и продаются.

Замена крестовин

Для начала необходимо снять старую крестовину. Алгоритм этой операции совсем несложен, разве что не обойтись без помощника.

Помощник, вращая руль, позволяет вам следить за рулевым валом, который необходимо установить в положение доступа к болтам, обжимающих верхний и нижний кожух вилок крестовины. Болты откручиваются и извлекаются. Далее, перемещением блока по шлицам снимаем его последовательно с одного вала и другого. На некоторых моделях снятие со шлицов будет невозможно без предварительного снятия самой рулевой колонки.

Установка нового блока производится в обратном порядке, поэтому если опыт работы с этим механизмом недостаточен, то необходимо строго контролировать и записывать свои действия при разборке.

Если задачей всё же является ремонт крестовины, а это – замена игольчатых подшипников, то после снятия блока выпрессовываются обоймы подшипников. Крепление обойм производится, как правило, кернением, поэтому необходимо будет под руками иметь маленькое зубило или дрель с подходящим сверлом.

Установка подшипников производится в обратном порядке. Необходимо строго проверить полное погружение подшипников на место и не забыть зафиксировать их, опять же кернением.