Замена крестовин
Очень многие сочленения в автомобиле призваны изменять направление передачи усилия – с вертикального на горизонтальное, с продольного на поперечное.
Одним из самых заметных усилий, с которыми постоянно приходиться иметь дело владельцу автомобиля при езде – усилие от рулевого колеса на шестерню реечного механизма, называемого ещё червяком, в отсеке двигателя.
Устройство крестовин рулевого управления
Существуют модели, которые не имеют никакого дополнительного механизма для передачи усилия в этом сочленении. Такая конструкция характерна для старых советских моделей. Но подавляющее большинство используют в этом месте крестовину рулевого вала. Некоторые модели имеют даже по две крестовины, что допускает регулировку рулевого колеса по высоте.
Конструктивно крестовина рулевого управления представляет собой сборку из основы с четырьмя шипами, на которые насаживаются обоймы игольчатых подшипников. Основа уже вставляется в кронштейн, который непосредственно и соединяется с двумя валами посредством шлицевых соединений. Подшипники имеют уплотнения из маслостойкой резины.
Причины замены крестовин
Крестовина находится в таком месте автомобиля, которое по своей сути постоянно оказывается под негативным воздействием всех условий езды: повышенная влажность, вибрация, загрязнение. Особенно негативно эти факторы сказываются на состоянии резиновых уплотнений подшипников. Поэтому неудивительно, что рано или поздно приходится получать доступ к крестовине для проверки состояния, ремонта и замены.
Причинами, по которым приходится обращаться к крестовинам, являются следующие:
приходится прилагать дополнительное и чрезмерное усилие к вращению рулевого колеса;
увеличение свободного хода руля и, таким образом, запоздалое срабатывание колес на вращение руля;
неравномерное вращение руля, рывки, неоправданные торможения при вращении;
посторонний стук, скрежет, шум при вращении руля, особенно, когда езда происходит по
неровным участкам дороги.
Замена крестовин рулевого вала
Насколько этот механизм важен для надёжного функционирования автомобиля, настолько, может быть, и прост его ремонт. Дело в том, что на самом деле ремонт крестовины, как такой, и не производится. Происходит просто замена крестовин на новую сборку, которые в таком собранном виде и продаются.
Для начала необходимо снять старую крестовину. Алгоритм этой операции совсем несложен, разве что не обойтись без помощника.
Помощник, вращая руль, позволяет вам следить за рулевым валом, который необходимо установить в положение доступа к болтам, обжимающих верхний и нижний кожух вилок крестовины. Болты откручиваются и извлекаются. Далее, перемещением блока по шлицам снимаем его последовательно с одного вала и другого. На некоторых моделях снятие со шлицов будет невозможно без предварительного снятия самой рулевой колонки.
Установка нового блока производится в обратном порядке, поэтому если опыт работы с этим механизмом недостаточен, то необходимо строго контролировать и записывать свои действия при разборке.
Если задачей всё же является ремонт крестовины, а это – замена игольчатых подшипников, то после снятия блока выпрессовываются обоймы подшипников. Крепление обойм производится, как правило, кернением, поэтому необходимо будет под руками иметь маленькое зубило или дрель с подходящим сверлом.
Установка подшипников производится в обратном порядке. Необходимо строго проверить полное погружение подшипников на место и не забыть зафиксировать их, опять же кернением.