Музей AZ
960 subscribers

Франциско Инфанте: «Я понял, что мир бесконечен» «18+»

208 full reads

Франциско Инфанте-Арана — великий художник, классик российского лэнд-арта и кинетического искусства. Родился в 1943 году в Саратовской области в русско-испанской семье. Детство и юность художник провел в Москве.

Франциско Инфанте-Арана
Франциско Инфанте-Арана

Наблюдая за выдающимся художественным талантом сына, в 1956 году мама отвела Франциско в художественную школу имени Сурикова. Там, среди детей знаменитостей и просто способных учеников, он впервые с головой окунулся в любимое дело и обрел близких по духу людей. 

Из школы Инфанте вышел молодым человеком, который уже глубоко анализировал действительность и замечал в поведении взрослых искусственность. Потому сразу стал раскрывать в себе давно существующее стремление к самостоятельной фиксации представлений о мире и заниматься искусством метафизического освоения бесконечности. 

После, в 1962, Франциско поступил в МХПУ (Строгановское училище) на самое престижное в то время отделение монументальной живописи, пройдя конкурс в тридцать два человека на место. Там он и встретил свою жену, сподвижника в творческой работе и лучшего друга Нонну Горюнову. 

Нонна Горюнова и Франциско Инфанте.
Нонна Горюнова и Франциско Инфанте.
Он писал о своей встрече с будущей супругой: «Я, будучи по существу одним из ее многочисленных поклонников, страстно желал их всех победить и быть для Нонны самым желанным и самым лучшим. В ее бескорыстном и добром внимании я различал основательную и органичную поддержку. Нонна определенно тянулась ко мне, а не к кому-то другому. И это меня поднимало над миром, и даже придавало уверенности моим странным движениям в искусстве». 

В 1967 году Франциско Инфанте впервые начал выступать с инсталляциями в открытом пространстве. Тогда он реализовал первый в СССР кинетический объект под названием «Галактика», созданный к выставке «Молодежь и технический прогресс». Объект состоял из трубок и проволоки, собранных самим художником, и просуществовал всего неделю — новаторство работы не оценило консервативное советское правительство, и скульптуру быстро убрали.

Франциско Инфанте. Конструкция «Пространство-движение-бесконечность». 1963-1965.
Франциско Инфанте. Конструкция «Пространство-движение-бесконечность». 1963-1965.

Чуть раньше, в 1966 году, на 3-м курсе, он бросает художественное училище, так что в знаменательном для себя 1968 году Инфанте обрел полную свободу внутри себя, насколько, конечно, она была в то время возможна в СССР. 

В том же году зимой Франциско вместе с Нонной Горюновой отправился на природу, где они в рамках акции (которую тогда никто еще не называл акцией) «Супрематические игры» выложили на снегу «Посвящение Малевичу» — супрематистскую композицию, детали которой были вырезаны из картона. Тогда русский авангард нигде не выставлялся и, выражаясь в терминах советской власти, в силу своего «формализма» был запрещен, но знания о нем передавались в узком кругу «знатоков». Поэтому действия Инфанте и Горюновой носили, можно сказать, сакральный характер. Так на свет появился первый «артефакт» — художественный объект, превратившийся затем в концепцию творчества и дело жизни Инфанте и Горюновой. 

Франциско Инфанте. Из серии «Супрематические игры». 1968.
Франциско Инфанте. Из серии «Супрематические игры». 1968.

Еще больше о деле всей своей жизни Франциско Инфанте расскажет на встречах в Музее AZ, которые пройдут в рамках выставки «Фамильные ценности». 

Встречи пройдут 12 июля / 9 августа в 19:30. Билеты можно приобрести на сайте музея: