Найти в Дзене

Эксперимент с искуственным интеллектом и Единый федеральный регистр // Вступление

Оглавление
Они экспериментировали на бедных, и если это срабатывало, то метод предлагали богатым. Ну, а если не срабатывало, то в бедных нехватки не предвиделось, чтобы продолжить эксперимент.
Чарльз Буковски, из книги «Хлеб с ветчиной»

Пока страна с замиранием сердца следила за выступлениями Президента, продлением нерабочих дней и цифрами заразившихся коронавирусом, ну и мемасики смотрела, были приняты довольно занятные федеральные законы.

Об одном из таких законов меня уже не раз просили рассказать читатели канала, да и сам я с середины апреля следил за тем, как это закон проходил рассмотрение в ГД, одобрение в СФ, подписание Президентом и опубликование.

Свершилось. Закон принят. Знакомьтесь. Федеральный закон от 24.04.2020 N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"

Госдума РФ приняла его 14 апреля 2020 года, то есть аккурат перед запуском системы электронных пропусков в Москве. Чувствуете чем пахнет?

Статья 1:
С 1 июля 2020 года провести в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве эксперимент по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, а также последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта.
Экспериментальный правовой режим устанавливается на пять лет с 1 июля 2020 года (срок проведения эксперимента)

В добавок 17 апреля 2020 года Государственная Дума РФ во втором чтении приняла Законопроект "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации" (на сегодняшний день этот законопроект Госдуму уже прошел и одобрен Советом Федерации; дело за малым - подписание Президентом и опубликование).

Есть ещё ряд законопроектов и федеральных законов, которые непосредственно связаны с этими "экспериментами", но о них позже.

Разом всё не охватить

Одной заметкой у меня вряд ли получится описать отношение к этим законам и даже к любому из них в отдельности. Поэтому будет несколько заметок об этих законах. Уж слишком обширная тема.

Итак,

Персональные данные это наше всё

На календаре, напоминаю, уже 21 век. И самым ценным товаром сегодня являются персональные данные. Не алмазы, нефть или золото, а наши персональные данные.

И персональные данные являются самой стабильной валютой. Доллары, евры, тугрики, даже биткойны (но о них отдельно) - это такое себе в сравнении с персональными данными.

Персональные данные сегодня это уставный капитал компаний, их активы и пассивы. Это одновременно и ресурс, и топливо, и средство производства, и средство платежа, - это всё и даже больше.

При этом сегодня эти данные не стоят практически ничего, ведь подавляющее большинство людей застряли в прошлом веке, где в ходу были осязаемые ценности. Такие люди даром раздают свои данные. Хотя большие персональные данные (упорядоченные базы данных большого количества людей) для их обладателя невероятно ценны.

Получить бесплатно то, что бесценно. Сегодня это вполне реально, и зачастую так и происходит.

И да, оба названных свежеиспеченных закона непосредственно связаны с персональными данными.

Место действия - Россия

О важности и ценности персональных данных я коротко упомянул.

Кто-то на этом моменте уже сделал вывод, что я не в своём уме, если сравниваю ценность каких-то там данных с алмазами и бриллиантами, да еще и не в пользу последних. Тем же, кто ценность персональных данных осознает, более подробные рассуждения о стоимости данных в моем исполнении мне кажутся лишними.

Я лучше сразу к первому риску перейду. Мы в России живем. И законы эти будут действовать в России. А в России отношение к персональным данным весьма своеобразное.

Не редко мы слышим о сливах персональных данных из разных сфер деятельности: то каршеринг, то банк, то сотовый оператор данные своих клиентов выложат в отрытый доступ. Органы власти и государственные компании и учреждения тоже время от времени сливают данные.

Но пока эти сливы не представляют серьезной угрозы. С одной стороны, существует огромное количество разных не связанных между собой баз данных. С другой стороны, нет эффективного инструмента, способного использовать эти разрозненные данные.

Да, сейчас не составляет большого труда обзавестись паспортными данными нужного человека. Не проблема получить сведения о его имуществе.

Банковская тайна? - не, не слышали, ведь, например, всю информацию по банковским счетам должника за скромную плату (или по знакомству) можно получить буквально в реальном времени.

Данные от операторов сотовой связи при необходимости можно купить прямо пачками - тысячами или десятками тысяч абонентов.

Что говорите, врачебная тайна? - ну, в Москве с электронной мед картой это уже давно не тайна.

И это перечисление можно долго продолжать. Думаю, смысл понятен. К защите персональных данных у нас отношение наплевательское.

Но пока это разгильдяйство компенсируется разрозненностью данных, зачастую неактуальностью данных в этих базах. Одним словом, разгильдяйство компенсируется бардаком.

Также нельзя забывать о безответственности. Сегодня теоретически можно привлечь нарушителя к ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных.

Те-о-ре-ти-чес-ки даже можно представить, как кого-то привлекают к ответственности за нарушение прав конкретного лица на защиту его персональных данных.

А вот представить, что кому-то компенсируют ущерб или вред, причиненный разглашением его персональных данных, это довольно сложно. Компенсация в 2000-3000 рублей вряд ли может называться компенсацией.

На всё согласные

Этот момент меня, пожалуй, больше всего смущает. Дело в том, что персональные данные не просто так собираются и обрабатываются. В соответствии с законом обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей.

А с целями обработки данных частенько возникают нестыковки. Во-первых, граждане такие согласия подписывают, не читая. Если это согласие к тому же можно принять, просто поставив галочку на каком-нибудь сайте при регистрации, то подавляющее большинство пользователей просто ставит галочку и даже не переходит по ссылке.

Во-вторых, тексты таких согласий на обработку данных часто составляются "с запасом". Цели обработки данных как-нибудь предельно размыто описаны, плюс не забыть прописать право передавать третьим лицам, в добавок ещё каких-нибудь звездочек и сносок туда добавить... и получается согласие на всё.

Вот вам, нате

И вот в таких условиях нам предлагается, с одной стороны, федеральный закон о едином информационном регистре, куда хотят объединить сведения из разных баз данных.

А с другой стороны, закон об эксперименте на территории г. Москвы, который уж очень расплывчато говорит о целях проведения этого эксперимента, целях использования персональных данных и целях, ради которых этим законом ограничивается действие ФЗ "О персональных данных".

---

В истории с этими законами меня, в отличие от многих, смущает вовсе не обезличивание и не присваивание всем гражданам номеров по примеру клеймения в фашистской Германии.

Это, конечно, важный аспект проблемы, но куда страшнее мне кажется тот факт, что сейчас есть реальная возможность не только всех людей пронумеровать, но и реально использовать полученные данные всех и каждого.

А уж о том, как это будет происходить, разберёмся чуть позже.

Продолжение следует...

Подписывайтесь на канал, если еще не подписаны.
Вроде бы до сих пор канал в Телеграме не заблокировали
Ставьте "палец вверх", делитесь в соцсетях, оставляйте комментарии
Найти меня можно на сайте: buro26.ru, если понадоблюсь