Архивные фотографии Михайловского ГОК

Недавно я нашел у себя несколько писем из пресс-службы предприятия с архивными фотографиями. Делюсь ими с тобой, дорогой читатель.

Роторный экскаватор на вскрышных работах:

Роторный экскаватор
Роторный экскаватор

Надо сказать, что на предприятии опробовали самые разные варианты вскрыши: и роторы, и гидроработы (размывали вскрышу мощным потоком воды). Но прижилась тема с драглайнами. Сейчас эти громадины неспешно шагают по кромке рудника и открывают доступ к руде.

Подготовка рудного пласта к подрыву :

Подготовка рудного пласта к подрыву
Подготовка рудного пласта к подрыву

Пласт бурят, закладывают в  него взрывчатку. А потом взрывают. Делают это почти каждый четверг. В день, когда работают подрывники, все остальные отдыхают. Кстати, для взрыва руды используют жидкую взрывчатку.

Железная дорога в карьере Михайловского горно-обогатительного комбината (ГОК) появилась в начале шестидесятых. Потребность в ней была вызвана необходимостью ускорения вскрышных работ. Для этого внедрили следующую технологическую цепочку: шагающие драглайны осуществляют экскавацию и погрузку горной массы в думпкары. Затем вертушка вывозит вскрышную породу либо на вторичное производство, либо в отвалы. Освоение этой технологии было начато в 1961-м году.

Так почти 50 лет назад в карьере Михайловского ГОК появиись первые железнодорожные составы. Они состояли из нескольких 60-тонных думпкаров и одного тепловоза серий ТЭМ1 или ТЭМ2.

На эту тему у меня есть замечательное фото: ТЭМ-ка с вертушкой на погрузке под драглайном в карьере Михайловского ГОК:

Тепловоз ТЭМ1 с вертушкой на вскрыше
Тепловоз ТЭМ1 с вертушкой на вскрыше

Спустя некоторое время стало ясно, что ТЭМки слабоваты для вывозной работы в руднике и на вскрыше их заменили секциями магистральных тепловозов ТЭ3:

Тепловоз ТЭ3 с вертушкой на вскрыше
Тепловоз ТЭ3 с вертушкой на вскрыше

В конце 1964-го года была сдана в эксплуатацию первая электрифицированная станция – Восточная, которая в то время дожна была обеспечивать работу ЖД транспорта на основном направлении строительства карьера. А уже 12 января 1965 года на комбинате был запущен в работу первый электровоз – 21ЭМ-1 №186 чешского производства ("Шкода"). Чуть позже, вслед за тринадцатью локомотивами 21ЭМ-1 на предприятии стали внедряться и две немецкие машины ЭЛ1.

Следующие две фото - про электровозы 21ЭМ-1:

Электровоз 21ЭМ-1 на вскрыше
Электровоз 21ЭМ-1 на вскрыше

В 1971-м году на комбинат начали поступать первые тяговые агрегаты серии ЭЛ10 производства ГДР, которые в 1972 - 1973-м годах заменили тепловозную тягу на перевозках богатых руд.

Тяговый агрегат ЭЛ10 в руднике Михайловского ГОК
Тяговый агрегат ЭЛ10 в руднике Михайловского ГОК
Тяговый агрегат ЭЛ10 с вертушкой
Тяговый агрегат ЭЛ10 с вертушкой
Погрузка руды
Погрузка руды
Погрузка руды
Погрузка руды

И напоследок пара фоток про важные события в истории предприятия, которые не обошлись без локомотивов:

ТЭМ2 с первым составом окатышей для Новолипецкого металлургического завода
ТЭМ2 с первым составом окатышей для Новолипецкого металлургического завода
Первый состав с рудой отправляется на Ново-Тульский металлургический комбинат
Первый состав с рудой отправляется на Ново-Тульский металлургический комбинат

Вот такая история в картинках.