Что такое УЖДТ Лебединского ГОКа

Небольшое вступление: я подготовил для вас рассказ о железной дороге Лебединского горно-обогатительного комбината. Он получился очень большим. Поэтому для удобства чтения я разделил его на три публикации. В первой вы познакомитесь с Управлением железнодорожного транспорта Лебединского ГОКа, узнаете, какие задачи оно решает и увидите его масштабы. Во второй я покажу, как работает железная дорога комбината. И уже после этого расскажу о том, как она создавалась и развивалась.
Итак, перед вами первая часть моего рассказа. Мы начинаем со знакомства. Приятного чтения!

Лебединский горно-обогатительный комбинат является крупнейшим в России и СНГ предприятием по добыче и обогащению железной руды, производству высококачественного железорудного сырья и металлоресурсов.

Предприятие входит в состав крупнейшей в России железорудной компании "Металлоинвест" - мирового лидера в производстве товарного горячебрикетированного железа (ГБЖ), ведущего производителя и поставщика железорудной и металлизованной продукции.

Комбинат осуществляет разработку одного из крупнейших месторождений на территории Курской магнитной аномалии - Лебединского.

Карьер Лебединского ГОКа - самая глубокая в мире рукотворная железорудная чаша, ее длина составляет 4700м, а ширина - 3500м. Глубина карьера равняется 447м. от поверхности земли (или 247 от уровня моря)
Карьер Лебединского ГОКа - самая глубокая в мире рукотворная железорудная чаша, ее длина составляет 4700м, а ширина - 3500м. Глубина карьера равняется 447м. от поверхности земли (или 247 от уровня моря)

Основной продукцией комбината являются железорудный концентрат, окатыши и горячебрикетированное железо (ГБЖ). Производственный процесс предприятия включает четыре основных этапа: добыча руды, обогащение, окомкование, производство горячебрикетированного железа.

Тяговые агрегаты ОПЭ2 (вверху) и НП1 (внизу) работают в карьере Лебединского ГОКа
Тяговые агрегаты ОПЭ2 (вверху) и НП1 (внизу) работают в карьере Лебединского ГОКа

Железнодорожный транспорт в этом процессе обеспечивает вывоз горной массы из карьера, доставку руды и кварцита на обогатительную фабрику, технологические перевозки, погрузку и отправку готовой продукции потребителям.

Организацией и обеспечением движения, эксплуатацией подвижного состава, его обслуживанием занимается Управление железнодорожного транспорта (УЖДТ) комбината.

Тяговый агрегат НП1-007 на погрузке кварцита в карьере Лебединского ГОКа
Тяговый агрегат НП1-007 на погрузке кварцита в карьере Лебединского ГОКа

На текущий момент железная дорога предприятия является крупнейшей электрифицированной промышленной железной дорогой России.

На ней действует 15 железнодорожных станций, а общая протяженность путей составляет около 390 км. Из них 249 км. - это стационарные пути и около 140 - передвижные (пути в карьерах и на отвалах вскрышных пород). Общая протяженность электрифицированных путей - 319 км. Из них 81 км. - с боковой контактной сетью (пути погрузки и разгрузки думпкаров).

На путях комбината установлено 565 стрелочных переводов.

Пути железнодорожной станции Разгрузочная
Пути железнодорожной станции Разгрузочная

По своему назначению в технологическом процессе лебединский железнодорожный транспорт делится на внутренний и внешний.

Внутренний осуществляет вывоз вскрыши и горной породы из карьера, доставку руды на обогатительную фабрику, перевозку грузов между цехами и складами комбината.

Тяговый агрегат ОПЭ2-009 с вертушкой на погрузке скальной вскрыши
Тяговый агрегат ОПЭ2-009 с вертушкой на погрузке скальной вскрыши

Внешний железнодорожный транспорт выполняет доставку на предприятие сырья, топлива, материалов, оборудования и других грузов, а также вывоз с территории комбината готовой продукции на станции примыкания к линии РЖД: Стойленская (парк Б) и Лебеди.

Станция Лебединский ГОК. Сюда прибывают порожние вагоны со станции Стойленская, которые после очистки и обработки направляются на погрузку готовой продукции
Станция Лебединский ГОК. Сюда прибывают порожние вагоны со станции Стойленская, которые после очистки и обработки направляются на погрузку готовой продукции

Для управления движением на комбинате организовано два диспетчерских круга. Первый (технологический), включает в себя 10 станций (Горная, Западная, Скальная, Кварцитная, Рудная, Северная, Отвальная, Узловая, Разгрузочная и Сланцевая). Он определяет маршруты следования составов, которые вывозят из карьера вскрышу и руду. Второй - круг отгрузки готовой продукции. В него входит 5 станций (Фабричная, Лебединский ГОК, Нижний Парк, Брикетная, пост Восточный), обеспечивающих прием порожних вагонов, их погрузку продукцией комбината и отправку на станцию примыкания к РЖД.

Схема железной дороги Лебединского горно-обогатительного комбината
Схема железной дороги Лебединского горно-обогатительного комбината

Для автоматизации управления движением и обеспечения его безопасности на железной дороге комбината внедрены устройства электрической централизации стрелок и сигналов, автоматизации переездов, путевой автоматической блокировки и другие системы.

Локомотивный парк УЖДТ включает в себя 49 тяговых агрегатов серий ОПЭ-1А, ОПЭ-1АМ, ОПЭ-1Б, ОПЭ-2, НП-1 и 30 тепловозов серий ТЭМ2, ТЭМ2У, ТЭМ15, ТЭМ18ДМ, ТЭМ18.

Тяговые агрегаты НП1-07 и НП1-069 на пункте технического обслуживания локомотивов
Тяговые агрегаты НП1-07 и НП1-069 на пункте технического обслуживания локомотивов

Парк вагонов УЖДТ представлен вагонами как магистрального, так и промышленного типов. На комбинате применяются специализированные вагоны, предназначенные для перевозки определенного рода груза, который по какой-либо причине не может быть перевезен в вагонах общего назначения. В частности, для вывоза вскрыши и горной массы используются 549 думпкаров.

Техническое обслуживание тяговых агрегатов в электровозоремонтном депо Лебединского ГОКа
Техническое обслуживание тяговых агрегатов в электровозоремонтном депо Лебединского ГОКа

Для проведения путевых работ применяется различная путевая ж.д. техника. Подъем, укладка, все виды ремонтов и текущее содержание верхнего строения пути производятся машинами ДГКУ, ВПО-3000, ВПРС-500, МЦС, МСШУ, УПМ, АГД, ПРМ, МПТ, и укладочными кранами УК; уборка снега – снегоуборочной машиной СМ-2; уборка просыпи – машиной УП-С.

Для обслуживания устройств СЦБ и контактной сети в парке УЖДТ имеются монтажные автомотрисы АДМ и АГВ.

Ремонт и техническое обслуживание локомотивов в тепловозоремонтном депо Лебединского ГОКа
Ремонт и техническое обслуживание локомотивов в тепловозоремонтном депо Лебединского ГОКа

Техническое обслуживание и все виды ремонта подвижного состава, необходимые для обеспечения его работоспособности и хорошего технического состояния, осуществляются в электровозоремонтном, тепловозоремонтном и вагоноремонтном депо.

Вагоноремонтное депо УЖДТ Лебединского ГОКа
Вагоноремонтное депо УЖДТ Лебединского ГОКа

В настоящее время в рамках инвестиционной программы компании "Металлоинвест" парк подвижного состава УЖДТ активно обновляется: приобретаются новые локомотивы, тяговые агрегаты, думпкары. В частности, в 2018-м году были куплены 26 новых модифицированных думпкаров 2ВС105 (их грузоподъемность выше, чем у предшественников, на 10 тонн) и несколько тепловозов серии ТЭМ18 Брянского машиностроительного завода.

В рамках этой программы уже несколько лет осуществляется планомерная замена тяговых агрегатов ОПЭ-1А и ОПЭ-2 современными и более мощными машинами серии НП1 Новочеркасского электровозостроительного завода. Массовая закупка этих машин началась в 2013-м году и на текущий момент их парк на Лебединском ГОКе уже составляет 20 единиц.

Тяговый агрегат НП1-068 на пункте экипировки локомотивов (ст. Разгрузочная Лебединского ГОКа)
Тяговый агрегат НП1-068 на пункте экипировки локомотивов (ст. Разгрузочная Лебединского ГОКа)

Организационно Управление железнодорожного транспорта Лебединского ГОКа включает в себя четыре цеха и службу подъемно-транспортного оборудования (ПТО).

Цех по вывозке горной массы осуществляет перевозку горной массы из карьера на фабрику дробления (руда и кварцит) и в отвалы (вскрышные породы).

Тяговый агрегат ОПЭ2 с вертушкой направляется в забой на погрузку
Тяговый агрегат ОПЭ2 с вертушкой направляется в забой на погрузку

Цех внешнего транспорта осуществляет внутренние перевозки и перевозку готовой продукции комбината на станции РЖД. Оформление необходимой документации на отправляемые грузы выполняет коммерческое бюро цеха. Взвешивание и дозировку грузов в вагоны обеспечивает грузовая служба цеха.

Цех путевого хозяйства обеспечивает ремонт и текущее содержание верхнего строения пути и стрелочных переводов, монтаж рельсошпальной решетки и блоков стрелочных переводов.

Цех СЦБ и контактной сети осуществляет обслуживание, демонтаж - монтаж контактной сети, содержание и ремонт устройств СЦБ, радиосвязи, энергоустройств.

Дрезина ДГКУ на ст.Разгрузочная
Дрезина ДГКУ на ст.Разгрузочная

Служба ПТО осуществляет эксплуатацию, ремонт и текущее содержание железнодорожных кранов.

Краны марки КЖДЭ-25, КЖД, КДЭ, КЖ, работающие на технологических и ремонтных работах, выполняют переукладку передвижных ж.д. путей, расстановку опор боковой контактной сети.

Краны марки ЕДК-80, ЕДК-300, ЕДК-500, ЕДК-1000 выполняют различные грузоподъемные работы для нужд УЖДТ и других подразделений комбината.

Железнодорожный кран на укладке тупика для погрузки вертушек
Железнодорожный кран на укладке тупика для погрузки вертушек

Теперь, когда мы знакомы с УЖДТ Лебединского ГОКа, давайте посмотрим на лебединскую магистраль в цифрах. Итак...

Всего в УЖДТ работает более полутора тысяч сотрудников.

Ежесуточно в дневную смену выходит 900 специалистов и более 400 - в ночную. Они обеспечивают бесперебойную работу порядка 700 единиц подвижного состава в сутки.

Ежегодно Управление железнодорожного транспорта Лебединского ГОКа вывозит из карьера порядка 90 млн. тонн вскрыши и горной породы, обеспечивает отгрузку потребителям около 15 миллионов тонн продукции комбината.

Согласитесь, это внушительные цифры. Поэтому следующий рассказ - о том, как работает эта железная дорога.