История железной дороги Косогорского металлургического завода

Орловское шоссе, спускаясь с горы, делает небольшой поворот. Позади Тула, впереди - рабочий поселок Косая Гора. А над ним возвышаются силуэты, в которых угадываются доменные печи и трубы металлургического завода. Шоссе направляется к нему, подныривает под путепровод подъездного пути и прижимается к заводской стене. Сохранившиеся исторические постройки выдают почтенный возраст предприятия.

Всякий раз, проезжая мимо этих стен, мне приходила в голову мысль, что было бы здорово увидеть на этом путепроводе тепловоз, вытягивающий вагоны с территории завода.

Железная дорога косогорских металлургов - одна из старейших промышленных железных дорог России. Этот рассказ посвящен ей.

Косая Гора для строительства нового предприятия была выбрана не случайно. Определяющими факторами стали близость киреевских железных руд, наличие лесов, пригодных для выжига угля и удачное пересечение реки Воронки и Московско-Курской железной дороги. Согласитесь, лучшего места для создания нового металлургического производства под Тулой было просто не найти. Поэтому именно здесь в 1886-м году Бельгийское акционерное общество «Тульских доменных печей» начало строительство Судаковского чугуноплавильного (а ныне Косогорского металлургического) завода.

К маю 1897-го года были построены доменная печь, плотина пруда охладителя и подъездной путь к железнодорожной станции Козлова Засека (ныне – Ясная Поляна). Производство было готово к пуску. Построенный завод состоял из трех цехов: паросилового, доменного и транспортного.

Первый косогорский чугун был получен в 1897-м году. На открытии предприятия присутствовал Лев Николаевич Толстой, чья усадьба находилась неподалеку. И его же перу принадлежит одно из первых упоминаний о заводской железной дороге:

Стоит среди полей обнесенный стеной чугунолитейный завод с не переставая дымящимися домнами, с подъездной железной дорогой, с раскинутыми домиками заведующих и рабочих.

В первые годы работы железную руду на завод доставляли лошадьми с местных рудников. О железнодорожном транспорте известно только, что он применялся для вывоза готовой продукции.

Выпускаемый из домен чугун разливался в песчаные формы на литейных дворах - "формовался". Эти чугунные формы затем разбивали кувалдами на "чушки" весом 50 - 60 килограмм каждая. Их грузили на железнодорожные платформы и отправляли потребителям.

Судаковский чугуноплавильный завод, 1912г.
Судаковский чугуноплавильный завод, 1912г.

В 1898-м году производство завода расширилось – была введена в строй вторая доменная печь. А в 1915-м для утилизации доменного шлака был построен цементный завод.

Во время революции и гражданской войны работа завода была приостановлена. Но его возрождение (первая доменная печь была задута в 1926-м, а вторая - в 28-м году) происходило на фоне развития заводской железной дороги, значение которой значительно выросло: с возвращением в работу второй доменной печи было принято решение отказаться от местной руды и завод полностью перешел на руду Дедиловского железорудного района, входившего в состав Тульского железорудного управления. Этому решению значительно способствовало строительство железнодорожной ветки от ст. Дедилово до пос. Киреевский, где на тот момент работало шесть железорудных шахт.

Вид на Косогорский металлургический завод со стороны рудного двора, 1932-ой год
Вид на Косогорский металлургический завод со стороны рудного двора, 1932-ой год

В 1930-м году была задута доменная печь №3, сотая по счету и десятая по мощности доменная печь в СССР. Одновременно с ее пуском была сконструирована разливочная машина с двумя лентами, оборудованная кантовальной лебедкой с тяговым усилием в 80 тонн.

Транспортировка чугуна с литейного двора к разливочной машине была организована железнодорожным транспортом.

Внутризаводские перевозки в то время обеспечивались пятью паровозами. Железная дорога завода уже представляла собой разветвленную сеть, соединяющую все цеха предприятия в единую производственную систему. Это хорошо видно на схеме завода завода, отражающей его структуру в 1930-е годы.

Схема Косогорского металлургического завода и поселка Косая Гора (ориентировочно – 1930-ые годы)
Схема Косогорского металлургического завода и поселка Косая Гора (ориентировочно – 1930-ые годы)

Тем не менее в связи с расширением мощностей завода была осуществлена реконструкция транспортного цеха. Общую протяженность железнодорожных путей увеличили до 22 098 метров, на рудном дворе удлинили три действующих и построили новую, четвертую эстакаду. Для обслуживания локомотивного парка было построено и сдано в эксплуатацию новое паровозное депо с четырьмя подъездными путями и тремя стойлами.

В 1930-м году была создана заводская школа фабрично-заводского ученичества, в которой обучали техническим знаниям рабочих, обслуживающих сложные агрегаты. В этой же школе была организована подготовка машинистов паровозов.

О том, как выглядел завод в середине 30-ых, можно судить по картине Алексея Вольтера “Выпуск шлака (Косогорский металлургический завод)”, написанной в 1937-м году.

Алексей Вольтер - “Выпуск шлака (Косогорский металлургический завод)”, 1937г.
Алексей Вольтер - “Выпуск шлака (Косогорский металлургический завод)”, 1937г.

Осенью 1941-го года, когда фашистские войска подступали к Туле, завод был эвакуирован в уральский город Лысьва, где на его оборудовании было налажено производство фугасных бомб и снарядов.

Из трудящихся завода и жителей поселка был сформирован Косогорский истребительный отряд, который влился в состав Тульского рабочего полка, проявившего стойкость, мужество и героизм, защищая родной город.

Оккупация Косой Горы продлилась с 29-го октября по 14 декабря. И уже в январе 42-го началось восстановление завода, а 8-го марта была задута первая домна. Одновременно с ней был пущен в действие железнодорожный цех.

В годы войны косогорские железнодорожники неоднократно награждались Красным знаменем ВЦСПС и Наркомчермета за выполнение своих трудовых обязательств.

С 1942 по 1945-ый Косогорский металлургический завод выплавил 1 200 000 тонн чугуна. Этого хватило бы для того, чтобы изготовить 80 000 вагонов мин.

За героическую работу косогорцев в годы Великой Отечественной войны в 1946-м году коллективу доменного цеха было вручено на вечное хранение Знамя Государственного Комитета Обороны СССР. Оно и сейчас хранится на заводе.

Первые послевоенные десятилетия стали временем преобразования завода: были реконструированы две доменные печи, цементное производство, ТЭЦ, энергохозяйство, открыто первое в СССР производство фитингов, внедрены технологические решения, повышающие эффективность и экологичность производства, активно развивалась социальная сфера.

Ефим Романов - “Домна реконструирована (Косогорский завод)”, 1960г.
Ефим Романов - “Домна реконструирована (Косогорский завод)”, 1960г.

К 1950-му году разливка чугуна стала производиться целиком на разливочных машинах, с конвейеров которых металл подается прямо в железнодорожные вагоны. На путях появились чугуновозы "УЗТМ" мощностью в 70 - 80 тонн.

В те времена в вывозной работе на заводе были задействованы немецкие трофейные паровозы, маневровую работу и технологические перевозки по предприятию осуществляли как трофейные паровозы, так и паровозы серии 9П.

Паровоз серии Эм на мосту через р.Воронка (подъездной путь от завода к ст. Ясная Поляна)
Паровоз серии Эм на мосту через р.Воронка (подъездной путь от завода к ст. Ясная Поляна)

В конце шестидесятых на вывозной работе «немцев» заменили отечественными паровозами серии Эм.

К 1969-му году была завершена модернизация основных производственных мощностей завода. С ростом производства выросли потребности в железнодорожных перевозках.

Служба пути, 1965-ый год
Служба пути, 1965-ый год

Требовалась плотная интеграция железнодорожного транспорта в технологические процессы завода, поскольку имевшая место несогласованность работы железнодорожников с другими подразделениями предприятия приводила к неоправданным потерям. Решить данную проблему удалось внедрением контактного графика обслуживания цехов завода и механизацией погрузочно - разгрузочных работ.

Это повысило эффективность работы железнодорожного транспорта, но к 71-му году стало окончательно очевидно, что железнодорожный цех с трудом успевает за расширением производства и ростом производительности завода. Требовались кардинальные решения: переход на современную тепловозную тягу, строительство запасного склада угля, рудоразмораживающего гаража, установка вагоноопрокидывателя на рудном дворе.

1970-ый год. Танк-паровоз на путях Косогорского металлургического завода
1970-ый год. Танк-паровоз на путях Косогорского металлургического завода

Тем не менее железнодорожники делали все, чтобы завод не просто работал, но и развивался. Их работа была высоко оценена. В 1974-м году орденом Трудового красного знамени был награжден старший машинист паровоза Тихонов В.М., грузчик ЖД цеха Голыгин Г.И. - орденом "Знак почета", стрелочница Карасева М.С. - медалью "За трудовую доблесть", начальник ЖД цеха Анисимов Ю.А. - медалью "За трудовое отличие". В 1975-м орденом Трудовой Славы III степени были награждены машинист локомотива Забродин А.П. И. токарь ЖД цеха Куликов В.П. И в последующие годы железнодорожники КМЗ удостаивались высоких наград за свой труд.

Паровоз серии 9П ведет состав шлаковозов на шлаковый отвал (фото из коллекции Романа Филиппова)
Паровоз серии 9П ведет состав шлаковозов на шлаковый отвал (фото из коллекции Романа Филиппова)

Годом кардинальных изменений для железнодорожного цеха Косогорского металлургического завода стал 1976-ой. В этом году была внедрена электрическая централизация и проведен капитальный ремонт путей: полностью заменили рельсы на более тяжелые Р-65 и внедрили бетонные шпалы, была проведена реконструкция перегона ст.Ясная Поляна - Завод.

На замену паровозам предприятие закупило новые тепловозы ТГМ4. Первые пять локомотивов этой серии поступили в 1976-м году. А в 1977-м парк тепловозов был расширен еще шестью ТГМ4 и одним ТГМ6А. Для повышения оперативности управления движением на тепловозах была установлена радиосвязь.

Локомотивное депо Косогорского металлургического завода, 1970-ые
Локомотивное депо Косогорского металлургического завода, 1970-ые

По состоянию на 1983-й год протяженность заводских железнодорожных путей составляла примерно 31 километр. Ежесуточно завод принимал в среднем 115 вагонов с рудой, коксом, флюсами и другими материалами, 40 вагонов отправлялось потребителям с готовой продукцией.

Во второй половине 80-ых - начале 2000-ых Косогорский металлургический завод обновил свой локомотивный парк, приобретя более современные тепловозы серий ТГМ4Б, ТГМ6Д, ТЭМ2М. А в 2010-м году был получен тепловоз ТЭМ9-0011.

И в наши дни железная дорога КМЗ продолжает развиваться. Ежегодно косогорские железнодорожники выполняют техническое обслуживание и ремонт тепловозов. Так, в период с 2011-го по 2017-ый год в заводском локомотивном депо были выполнены 2 капитальных ремонта тепловозов, 4 ремонта локомотивов в объеме ТР-2 и 8 ремонтов в объеме ТР-3.

Маневровые тепловозы ТЭМ9-0011 и ТЭМ2М-103 у локомотивного депо Косогорского металлургического завода
Маневровые тепловозы ТЭМ9-0011 и ТЭМ2М-103 у локомотивного депо Косогорского металлургического завода

Не менее внушительно выглядят показатели по содержанию железнодорожного пути. За этот же период времени силами ремонтной бригады цеха был проведен ремонт 21 стрелочного перевода и более, чем 6,5 километров пути.

Сейчас железная дорога Косогорского металлургического завода - это 36 километров путей, 4 железнодорожные станции. Парк подвижного состава включает в себя 12 тепловозов, включая 3 локомотива серии ТЭМ2М, ТЭМ9 - 1ед, ТГМ6А - 1ед, ТГМ6Д - 3ед, ТГМ4Б - 4ед. Из них ежесуточно в работе находится от 6 до 9 машин.

Ежесуточно завод принимает около 130 вагонов с коксом, рудой, флюсами и прочими материалами, отправляет потребителям 50 вагонов продукции.

Много что изменилось за 120 лет: стал другим завод, преобразился поселок, выросли династии косогорских металлургов. Но все так же, как и 120 лет назад, гудки локомотивов оживляют монотонный гул завода: железная дорога на Косой Горе живет и развивается для того, чтобы жил и развивался ее завод.

Возможно, тебе будет интересен рассказ о том, как работает железная дорога Косогорского металлургического завода в наши дни