Как пекут кокс на Московском коксогазовом заводе (часть 2)

Окончание. Начало рассказа (схема производства, железная дорога завода, уголь и коксовые печи) - в предыдущей публикации.

Коксовый пирог

Очень часто, когда речь идет о производстве кокса, говорят о “коксовом пироге”. Тому есть две причины.

О первой мы почти сказали в начале: при температуре порядка 350 градусов коксовый уголь начинает размягчаться, переходя в тестообразное состояние. При 500 градусах он становится твердым и пористым (полукокс), а при температурах более 700 градусов превращается в кокс.

Вторая причина - техническая. Поскольку шихта в печи нагревается от простенков, то и ее коксование начинается от простенков и направляется к центру. Процесс считается законченным, когда две волны преобразования угля в кокс сойдутся в середине печи. Но в ходе этого процесса происходит усадка материала, поэтому “коксовый пирог” получается разделенным вертикальным разрывом, идущим параллельно стенкам камеры, прямо по плоскости касания двух волн.

13 тонн двухслойного раскаленного коксового пирога. Вот такая получается кулинария.

Непотушенный кокс, только что вытолкнутый из печи в коксотушильный вагон
Непотушенный кокс, только что вытолкнутый из печи в коксотушильный вагон

Две стороны одной батареи

Для того, чтобы извлечь готовый кокс, открывают двери с обоих сторон печи, а затем выталкивают кокс в специальный коксотушильный вагон. Участвует в этом процессе сразу несколько интересных агрегатов.

С одной стороны батареи (она называется машинная) работает коксовыталкиватель. Этот агрегат умеет отвинтить ригельные винты двери, отвести ее, вытолкнуть кокс из камеры и установить дверь на место. Он установлен на рельсы и может перемещаться вдоль батареи, получая таким образом доступ к любой ее камере.

Та сторона батареи, на которой работает коксовыталкиватель, называется машинной. Другая сторона - коксовая.

На коксовой стороне принимают кокс, выталкиваемый из камеры. Для этого здесь работают двересъемная машина и электровоз с тушильным вагоном.

Синхронно с коксовыталкивателем двересъемная машина снимает дверь на коксовой стороне батареи. Затем коксовыталкиватель выталкивающей штангой выпихивает кокс из камеры. Для того, чтобы кокс не застревал под давлением штанги, коксовая камера с коксовой стороны на 6 мм шире, чем с машинной (и это расширение, кстати, учитывается в настройках нагрева шихты в печи).

Двересъемная машина направляет коксовый пирог, тот лавиной обрушивается из камеры в тушильный вагон, кузов которого облицован внутри жароупорными плитами. В этот момент электровоз начинает движение для того, чтобы кокс равномерно распределился по вагону.

После того, как коксовый пирог полностью окажется в вагоне, дверевой закидывает крошки кокса в камеру и ее двери герметично закрываются. Печь готова принять новую порцию шихты.

Машинная сторона коксовой батареи и коксовыталкиватель
Машинная сторона коксовой батареи и коксовыталкиватель
Коксовыталкиватель
Коксовыталкиватель
Коксовыталкиватель закрывает дверь коксовой печи
Коксовыталкиватель закрывает дверь коксовой печи
Непростая механика коксовыталкивателя
Непростая механика коксовыталкивателя
Ригельный винт двери коксовой камеры
Ригельный винт двери коксовой камеры
Шихта в печи после загрузки выравнивается планирной штангой. Механизм планирной штанги установлен на коксовыталкивателе
Шихта в печи после загрузки выравнивается планирной штангой. Механизм планирной штанги установлен на коксовыталкивателе
Коксовая сторона. Прямо перед нами - коксотушильный вагон, а вдали справа - двересъемная машина
Коксовая сторона. Прямо перед нами - коксотушильный вагон, а вдали справа - двересъемная машина
Коксотушильный электровоз и двересъемная машина
Коксотушильный электровоз и двересъемная машина

Вагон

А электровоз направляется к коксотушильной башне, где на пылающий кокс будут сброшены тонны воды.

Тушильный вагон оборудован устройством автоматического включения насосов для подачи воды на тушение. Поэтому мощнейший водопад включается ровно в тот момент, когда вагон встанет на нужное место.

Потушенный кокс доставляется на коксовую рампу. Для быстрой разгрузки вагона его днище наклонено под углом 28 градусов. При прибытии к рампе открываются разгрузочные люки вагона и свежеиспеченный потушенный кокс высыпается на рампу.

Электровоз подает коксотушильный вагон под выгрузку кокса из печи
Электровоз подает коксотушильный вагон под выгрузку кокса из печи
Кокс только что погружен в коксотушильный вагон
Кокс только что погружен в коксотушильный вагон
… который сразу же доставляется в коксотушильную башню
… который сразу же доставляется в коксотушильную башню
Горячая работа коксотушильного электровоза
Горячая работа коксотушильного электровоза

Кокс

На этом приготовление кокса закачивается. Готовый продукт отправляется на сортировку, где делится на фракции, а затем грузится в вагоны и отправляется своим потребителям.

Погрузка кокса в вагоны
Погрузка кокса в вагоны
Подачу вагонов на погрузку кокса выполняет электрический вагонотолкатель
Подачу вагонов на погрузку кокса выполняет электрический вагонотолкатель
Перечень всех публикаций об отечественной промышленности