Тихвинские вагоны: где, как и кто их строит

По ссылке - рассказ о том как тихвинские вагоностроители строят цистерны.

Если вы увлекались железнодорожной фотографией, то наверняка согласитесь со мной, что самое интересное - поймать состав на повороте, когда хорошо видно хвост вагонов, убегающий вдаль и прячущийся за кромкой выемки или деревьями. Или сфотографировать поезд издалека, на длинном фокусе. Тогда он похож на змейку, скользящую по рельсам. И в том, и другом случае вся прелесть фотографии - в вагонах.

Конечно, локомотив важен. Но все-таки самая красота состава - в вагонах. А когда ты видишь красоту, конечно же хочется узнать, кто, где и как ее создает.

Этот рассказ - о тихвинских вагоностроителях и о том, как они строят вагоны. Прочитав эту публикацию до конца, вы пройдете вместе со мной весь путь сборки вагона от самого начала и до его покраски, увидите кто и как его делает. Итак, поехали. В Тихвин.

Тихвинский вагоностроительный завод – крупнейший на сегодня в мире по объемам выпуска грузовых вагонов. Ежедневно из промышленных цехов здесь выходит целый состав для руды, угля, зерна, удобрений и прочих массовых грузов. В год в Тихвине делают по 19 тысяч вагонов. Завод входит в железнодорожный холдинг Объединенная вагонная компания.

Сейчас завод выпускает более 20 моделей и модификаций грузовых вагонов.

Тихвинский вагоностроительный завод
Тихвинский вагоностроительный завод

Производство вагона начинается с рамы. Ее основой является хребтовая балка - это основная несущая балка, располагаемая на продольной оси вагона. На нее крепятся концевые, шкворневые и промежуточные балки.

Промежуточные балки наряду с хребтовой служат опорой для кузова вагона.
Шкворневыми балками вагон устанавливается на тележки. Для этого на нижней плоскости каждой шкворневой балки установлены пятник и скользуны. Пятник - это опора на оси поворота тележки, а скользуны представляют собой боковые опоры, которые не позволяют вагону опрокинуться при входе в кривые участки пути или вследствие неравномерной загрузки.

Изготовление рамы происходит следующим образом. Сперва из двух Z-образных профилей сваривается хребтовая балка.

Участок сборки хребтовых балок. В левой части кадра стенд, на котором детали балки установлены и закреплены для сварки
Участок сборки хребтовых балок. В левой части кадра стенд, на котором детали балки установлены и закреплены для сварки

Затем выполняется сборка рамы.

Поскольку крепление деталей рамы между собой выполняется сваркой, сперва необходимо их правильно расположить по отношению друг к другу. Для этого используется специальная оснастка - своего рода стенд, который позволяет установить нужные детали на нужные места, подогнать их друг к другу и закрепить. И уже после этого выполняется их сварка.

После того, как основные детали рамы соединены, к ней привариваются дополнительные элементы, необходимые для крепления кузова и тормозного оборудования.

На собранную раму устанавливаются мелкие детали и кронштейны для крепления тормозного оборудования
На собранную раму устанавливаются мелкие детали и кронштейны для крепления тормозного оборудования

Последний шаг в сборке рамы - монтаж тормозного оборудования. На свои места устанавливаются и соединяются между собой тормозная магистраль, воздушные резервуары, тормозной цилиндр, тяги и т.д.

Монтаж воздушной тормозной магистрали. В дело вступают слесари механосборочных работ
Монтаж воздушной тормозной магистрали. В дело вступают слесари механосборочных работ
Монтаж тормозного оборудования вагона
Монтаж тормозного оборудования вагона
Монтаж тормозного оборудования на раму вагона завершен
Монтаж тормозного оборудования на раму вагона завершен

На этом производство рамы завершено. Теперь на нее можно монтировать кузов.

Пол вагона, стены и крыша собираются отдельно, а затем из них собирается кузов вагона прямо на его раме.

Производство частей кузова начинается с изготовления деталей, из которых они состоят.

Сперва на станках плазменной резки металла вырезают заготовки необходимых размеров и формы. Использование плазменной резки дает высокое качество разреза и не требует дополнительной обработки кромок. Имеющееся на заводе оборудование позволяет резать сталь толщиной до 20мм.

Станок плазменной резки металла умеет работать самостоятельно. Оператор станка с программным управлением - специальность крайне важная для вагоностроения, но не такая заметная, как сварщик. Сварщиков видно издалека =)
Станок плазменной резки металла умеет работать самостоятельно. Оператор станка с программным управлением - специальность крайне важная для вагоностроения, но не такая заметная, как сварщик. Сварщиков видно издалека =)

Затем полученным заготовкам придается необходимая форма. Если деталь должна иметь плавный, овальный изгиб, для его получения используются валковые гибочные станки. Для получения угловых сгибов используются специальные роботизированные гибочные модули.

Роботизированный гибочный модуль в работе
Роботизированный гибочный модуль в работе

Уровень роботизации производства на ТВСЗ весьма высок: роботы используются на сварочных работах, на покрасочной линии (чистят кузова перед покраской). Всего на заводе трудится более 20 автоматических и автоматизированных линий и более 100 промышленных роботов.

После того, как детали готовы, из них собираются стены, крыши, полы. Выполняют это на специальных стендах, позволяющих разместить детали на нужных местах и закрепить их для последующей сварки.

Сборка крыши хоппера. Детали крыши устанавливаются на свои места и закрепляются
Сборка крыши хоппера. Детали крыши устанавливаются на свои места и закрепляются
Прямо перед нами - собранная стена кузова хоппера. Она сварена и готова к монтажу
Прямо перед нами - собранная стена кузова хоппера. Она сварена и готова к монтажу
Сварщик - пожалуй самая распространенная и востребованная специальность на заводе: рост объемов производства требует привлечения новых специалистов
Сварщик - пожалуй самая распространенная и востребованная специальность на заводе: рост объемов производства требует привлечения новых специалистов
Участок роботизированной сварки. Собирается боковая стена полувагона. Данное оборудование было разработано немецкой компанией KUKA Systems – мировым лидером в области индустриальной робототехники
Участок роботизированной сварки. Собирается боковая стена полувагона. Данное оборудование было разработано немецкой компанией KUKA Systems – мировым лидером в области индустриальной робототехники

Итак, завершено производство рамы и блоков кузова, который будет на нее устанавливаться. Можно приступать к финальной сборке вагона.

Сборка кузова начинается с того, что его пол монтируется на раму. Затем рама устанавливается на технологические тележки. Свое перемещение по сборочной линии вагон будет совершать на них вплоть до участка сборки и проверки вагонов, перед которым его переставят на эксплуатационные тележки. На них он уйдет с завода и будет колесить по железным дорогам нашей страны и не только. Но это будет чуть позже, а сейчас начинается монтаж кузова.

К раме хоппера крепятся элементы пола его кузова - бункеры
К раме хоппера крепятся элементы пола его кузова - бункеры
Рама с установленным полом хоппера отправляется на линию сборки кузова, в самое ее начало (в правой части кадра). Там она будет установлена на технологические тележки. В левой части кадра - хопперы в разной степени готовности их кузовов
Рама с установленным полом хоппера отправляется на линию сборки кузова, в самое ее начало (в правой части кадра). Там она будет установлена на технологические тележки. В левой части кадра - хопперы в разной степени готовности их кузовов
На этой фотографии - линия сборки полувагонов. На переднем плане - рама полувагона, на которой уже собран его пол - установлены люки
На этой фотографии - линия сборки полувагонов. На переднем плане - рама полувагона, на которой уже собран его пол - установлены люки

Следующий шаг - монтаж торцевых стен. Они сперва устанавливаются на раму вагона и закрепляются. А затем привариваются. Затем устанавливаются боковые стены и крыша вагона.

Ведутся сварочные работы по монтажу торцевой стены хоппера
Ведутся сварочные работы по монтажу торцевой стены хоппера
Торцевые стены кузова установлены. Уже безошибочно читается силуэт хоппера. Пришла очередь монтажа боковых стен. Одна из них - перед нами, на переднем плане
Торцевые стены кузова установлены. Уже безошибочно читается силуэт хоппера. Пришла очередь монтажа боковых стен. Одна из них - перед нами, на переднем плане
А это полувагоны с установленными торцевыми стенами
А это полувагоны с установленными торцевыми стенами
Полувагон на специальном стенде, который предназначен для того, чтобы установить боковую стену и удерживать ее в нужном положении, пока сварщики ее не закрепят
Полувагон на специальном стенде, который предназначен для того, чтобы установить боковую стену и удерживать ее в нужном положении, пока сварщики ее не закрепят
А здесь осуществляется монтаж крыши хоппера.
А здесь осуществляется монтаж крыши хоппера.
Эта фотография интересна тем, что на ней уместились три хоппера в разной степени своей готовности: рама с полом вагона, установленная на технологические тележки, вагон с установленными торцевыми стенами и вагон с установленными торцевыми и боковыми стенами
Эта фотография интересна тем, что на ней уместились три хоппера в разной степени своей готовности: рама с полом вагона, установленная на технологические тележки, вагон с установленными торцевыми стенами и вагон с установленными торцевыми и боковыми стенами

После того, как кузов собран, на вагон устанавливается сцепное оборудование и он отправляется на покраску.

Для перемещения вагонов с одной производственной линии на другую используется трансбордер (желтая конструкция в левой части кадра). Это специальная площадка с рельсами, на которую заводится вагон, а затем она перемещается между параллельными путями. Очень удобно, когда нужно переставить вагон с одного пути на другой
Для перемещения вагонов с одной производственной линии на другую используется трансбордер (желтая конструкция в левой части кадра). Это специальная площадка с рельсами, на которую заводится вагон, а затем она перемещается между параллельными путями. Очень удобно, когда нужно переставить вагон с одного пути на другой

Участок покраски начинается с камеры мойки. Затем вагоны сушатся и для дальнейшей обработки отправляются на комплекс Blastman.

В левой части кадра вагоны уходят в камеру мойки
В левой части кадра вагоны уходят в камеру мойки

Он выполняет обработку кузова вагона в несколько этапов.

Сперва робот Blastman проводит дробеструйную очистку кузова. Он обходит его по заданной программе и сбивает дробью грязь и окалину, которые подхватываются и удаляются системой вакуумной очистки. Причем очистка может выполняться как снаружи, так и внутри кузова. Затем вагон перемещается в следующую камеру, где он подвергается обезжириванию.

На этом подготовка к окраске завершается и вагон переводится в камеру грунтовочной покраски. Здесь он грунтуется и сушится, а затем направляется в камеру декоративной покраски.

Комплекс Blastman. Где-то здесь работает робот, который чистит вагоны
Комплекс Blastman. Где-то здесь работает робот, который чистит вагоны

После окраски и сушки вагоны переставляются с технологических тележек на эксплуатационные, а затем направляются на финальный контроль качества, где они подвергаются визуальному контролю и проверке тормозной системы.

Вагоны переставлены на эксплуатационные тележки. Их сборка завершена. Наступает время для финального контроля качества
Вагоны переставлены на эксплуатационные тележки. Их сборка завершена. Наступает время для финального контроля качества
Справа тележки ждут свои вагоны, слева вагоны ждут свои тележки
Справа тележки ждут свои вагоны, слева вагоны ждут свои тележки
Освободившиеся технологические тележки отправляются в цеха сварки
Освободившиеся технологические тележки отправляются в цеха сварки
Один из этапов контроля качества хопперов - проверка кузова.
Один из этапов контроля качества хопперов - проверка кузова.

На вагоны, прошедшие контроль качества, наносятся трафареты.

Нанесение трафаретов на вагоны
Нанесение трафаретов на вагоны

На этом производство вагона завершается и он выводится на заводскую станцию, откуда будет отправлен своему покупателю.

Мой рассказ заканчивается. У вас, наверное, остался вопрос о том, откуда берутся вагонные тележки. Это хороший вопрос, об этом я тоже расскажу, чуть позже. А еще расскажу, как делают цистерны.

А в завершение этой статьи я бы хотел сказать следующее.

На Тихвинском вагоностроительном заводе работает около 9,5 тысяч специалистов - слесари механосборочных работ, инженеры, сварщики, операторы станков ПУ, контролеры ОТК, сталевары, HR-специалисты и многие другие. Все они - огромный коллектив, который постоянно растет вместе со своим заводом.

Ежедневно эта огромная команда собирает порядка 60 вагонов разных типов - полувагонов, хопперов платформ. В год с производственных линий завода выходит почти 19 тысяч вагонов. Т.е. на одного тихвинского вагоностроителя приходится два собранных вагона в год.